Студопедия — История становления и развития организаторской и организационно-управленческой мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История становления и развития организаторской и организационно-управленческой мысли






Началом научного становления организаторской мыс­ли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государст­ва и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, пре­взошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Ор­ганон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафи­зика», «О душе»), излагаются основы логики и теории по­знания, политически-правовых наук и этики, искусство­знания, политической экономии. Это была подлинная эн­циклопедия накопленных за время трех первых цивилиза­ций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение поч­ти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.

Другая, более ранняя разновидность античной пара­дигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э.

Средневековая парадигма обществове­дения относится к периоду расцвета феодализма. Отли­чительной чертой было господство мировых религий (христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), при­знание божественных законов, предопределявших поведе­ние и судьбу человека, народа, государственное устройст­во, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225 – 1247 г.г.), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного открове­ния) теологию, стремился приспособить философию Ари­стотеля к нуждам церкви.

Постепенно менялось отношение схоластов к собственности, цене (учение о справедливой цене), коммерческой деятельности, кредиту, отражая развитие рынка и рождение капиталистических отношений. Лидирующая роль переходит к экономическим доктринам, которые выражали менталитет «экономического человека» и отражали разные подходы к пониманию организации рыночно-капиталистических экономических отношений (классическая буржуазная политиче­ская экономика, марксистская экономическая теория, кейнсианство, либерализм и не­олиберализм).

Крупным событием стало рождение социологии, как фундаментальной, так и многочисленных прикладных на­правлений, помогавших объяснить и более успешно ре­шать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни позднеиндустриальной цивилизации.

Формирование организационных основ новой постин­дустриальной парадигмы проходит в несколько этапов. Первый из них относится к 20 - 30-м годам XX в., когда итоги Первой мировой войны, волны революций и мирово­го экономического кризиса 1929-1933 г.г. подорвали веру в прочность основных положений господствовавшей инду­стриальной доктрины и подтолкнули научную мысль к активному поиску новых подходов, способных объяснить происходящие перемены. Вторым этапом ухода от этой доктрины считается время после Второй мировой войны. Глобальные кризисы, охватившие все стороны организа­ции жизнедеятельности общества в последней четверти нашего столетия, поставили точку в судьбе индустриаль­ной парадигмы.

Новым шагом в развитии организационно-управлен­ческой мысли становится человек в системе ис­точников саморазвития общества. Это не исключает при­знания того факта, что человек как существо биосоциаль­ное является высшим продуктом эволюции природы, что его существование невозможно без окружающей среды, материального производства. Но не это главное в совре­менном человеке. Главное - накопленные усилиями десят­ков и сотен поколений научные знания, культурное насле­дие, нормы нравственности, идеологические установки.

Конец XX в., характеризуется становлением основ гу­манистического постиндустриального общества, в связи с чем на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. В методологии обществоведения на первое место вы­ходит познание закономерностей циклической динами­ки, статики и генети­ки. Для конца XX в. характерна новая волна синтеза наук.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 505. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия