Студопедия — Религиозно-философские системы. Гностицизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозно-философские системы. Гностицизм






На рубеже эпох существовало множество философских систем, приверженцами которых в основном была интеллигенция.

Так, эпикурейство учило, что удовольствие (не обязательно чувственное) есть высшее благо в жизни. Стоицизм учил покорно принимать свою судьбу, предопределенную безличностным высшим Разумом, который правит вселенной и частью которого являются все человеческие существа. Циники, считали высшей ценностью не подчиненную условностям жизнь, свободную от всеобщей погони за удовольствиями, богатством и положением в обществе. Скептики избегали верить во что бы то ни было абсолютное, слагали оружие перед универсальностью сомнения и считали необходимым покоряться общепринятому обычаю[10].

Гностицизм (от греч. Γνωσις – знание) – религиозно-философское течение, в основе которого лежали смесь греческой философии, иудейского богословия и восточных религий, особенно зороастризма, перемешанного с христианским вероучением. Сами гностики выставляли свое учение как истинное религиозное знание.

Исходным пунктом миросозерцания большей части гностиков был платоновский дуализм, незримого мира идей и зримого мира вещей. Основными началами бытия и жизни они признавали с одной стороны Верховное Существо, или Высочайшего Духа, с другой – материю. Таким образом, они приравнивали материю к злу, а дух – к добру[11]. Из таких отождествлений выводились два различных императива поведения:

1) аскетизм, подавление плотских желаний, так как они связаны со злом материального мира;

2) сенсуализм, или чувственность, уступка плотским желаниям так как они осуществляются лишь в преходящем и поэтому не имеющем значения в материальном мире.

В обоих случаях восточные религиозные идеи смешивались с философией Платона. Воскресение по плоти представлялось неприемлемым, поскольку все материальное считалось злом.

Однако бессмертие души было весьма желательно, а достичь его можно было благодаря тайному знанию тех опознавательных слов, называя которые отлетающая душа умершего сумеет миновать враждебных демонических стражей звезд и планет на своем пути с земли на небо. В рамках такого подхода, главной проблемой человека является не столько его вина, которая должна найти прощение, сколько его невежество, которое должно смениться знанием.

Довольно интересную характеристику гностицизму дает священномученик Илларион (Троицкий): «Гностицизм, -- пишет он, -- это было какое-то удивительное сплетение обрывков эллинской философии с мифами и мистериями восточных культов. Такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о классификации гностических систем. Гностических учений было множество. Древнецерковные полемисты сравнивают гностицизм с чудовищем, подобным Лернейской гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастало две новых, и говорят, что гностические системы появлялись, как грибы. Гностицизм не был простым рационализмом, это было религиозное движение, соединявшее религию и философию»[12].

 

Итак, христианство появилось в мире, находящемся в состоянии религиозного и философского дисбаланса. Прежняя оптимистическая уверенность классических Афин иссякла. Загадочность бытия сопротивлялась попыткам познания. Философия не смогла найти удовлетворительных ответов. Не сумели дать их и традиционные религии. Люди ощущали свою беспомощность перед лицом вершащих их судьбы звезд, понимаемых как ангельские и демонические существа. Распространены были уныние и отчаяние, а также религиозный индеферентизм и фанатизм, ставивший в тупик духовную жизнь человека. Все в человечестве ждало некоего обновления, новой жизни, которую принесла эпоха Нового Завета.

 


[1] Дан Д. Д. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства. Перевод с англ. М. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 1997. С. 269.

[2] Гандри Р. Обзор Нового Завета. Перевод с англ. СПб. Христианское общество «Библия для всех». 2001. С.54.

[3] Фарисеи//Библейская энциклопедия. Репринтное издание. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1990. С.722.

[4] Гандри Р. Указ. соч. С.65

[5] Библейская энциклопедия. Указ. соч. С.723.

[6] Булгаков С. В. Православие. Расколы, ереси, секты//www. wco. ru/biblio/bulgak1.

[7] Там же.

[8] Библейская энциклопедия. Указ. соч. С. 649.

[9] Гандри Р. С. 50.

[10] Гарднер Р. Указ. соч. С. 53.

[11] Булгаков С. В. Указ. соч.

[12] Священномученик Илларион (Троицкий). Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету//Архиепископ Илларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. М.- СПб. 1999. С. 383.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия