Студопедия — ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА






В широком смысле Культура есть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области, или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности (политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д.) связаны и влияют друг на друга. Каждая сфера находит отражение в других!

Нравственная культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Данные нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления.

Эстетическая культура общества несет в себе эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления.

Специфичность эстетического восприятия в том, что люди, продукты их деятельности, явления природы воспринимаются сначала чувственно, эмоционально.

Изобилие Видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражает изобилие форм деятельности человека.

Благодаря единству мира культура действует как целостное существо. Человек - живой носитель культуры.

Он перенимает ее через язык, воспитание, живое общение. Ценности, картина мира, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании личности традиционно и незаметно в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Осваивая существующие в обществе нормы, обычаи, приемы и способы деятельности, человек изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет границу его общественного развития.

Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах - в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межличностных отношений.

Эстетизм проявляется во всех сферах жизни человека, носит всеобъемлющий характер. В обществе существуют определенные Нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы - невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.

Культурные нормы - это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества.

В возникновении на этом уровне культурных норм играют немалую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи как способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. В ней отражаются все видоизменения, которые претерпевает общество. Следственно, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Постоянство, стабильность в Культуре – это традиция: элементы культурного наследия - идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и иное - сохраняются и передаются от поколения к поколению. Обычаи и традиции существуют во всех формах духовной культуры.

Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было. Газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, - это все, чем располагали город и деревня.

Массовая культура нужна для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом. Именно так массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре.

Массовая культура - это семиотический (знаковый) образ реальности, а фундаментальная культура - это «вторичная моделирующая система», которая, что бы осуществиться, нуждается в языке реальности.

В этом смысле массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

Для массовой культуры характерны Антимодернизм и Антиавангардизм. Если модернизм и авангардизм стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно ясной, простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангардизме преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, ибо обращена к огромной читательской, зрительской и слушательной аудитории. Можно даже сказать, что массовая культура возникла в XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.

Наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе. Но важно и противоположное. В тоталитарных обществах в культуре практически отсутствует деление на Массовую и Элитарную. Вся культура объявляется массовой, а на самом деле вся культура является элитарной. Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали, и деньги, затраченные на нее, давали прибыль.

Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть некачественно сделанной, а, наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, без сомненья, коммерческий успех.

Используя семиотические термины, можно добавить, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В XX в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко.

Разновидностью текстов массовой культуры являются Культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе, а в окружающей реальности.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия