Студопедия — Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности






По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства. В связи с этим положением были даны характеристики этапов детского художественного творчества и педагогической деятельности на каждом из них.

На первом этапе, который, по сути, ещё не является этапом творческой деятельности, основная задача – учить ребёнка прежде всего образному видению окружающего, под которым понимается эстетический характер восприятия. В дошкольном образовательном учреждении ребёнка знакомят с достаточно широким кругом природных и социальных явлений, являющимися источником его творчества. Отбор наблюдаемых явлений опирается на реальные возможности их отражения в изобразительной деятельности детей, уровень владения ими изобразительно – выразительными средствами.

Эстетическое восприятие дошкольников отличается рядом определённых качеств, учёт которых важен для развития их творчества в процессе изобразительной деятельности. Оно должно быть:

целостным, т. е. ребёнок должен наблюдать явление в его многообразных связях с другими объектами и явлениями;

дифференцированным: для наблюдения выделяются отдельные конкретные качества объектов (цвет, форма, звук, пространственное расположение и пр.);

– воспринимаемые объекты должны нести в себе элементы вариативности, что помогает развитию комбинаторных способностей детей. При этом в процессе наблюдений необходимо стимулировать их не на простое созерцание окружающего, а на поиск способа его преобразования.

На этом этапе формирования замысла особую роль играет искусство, активно побуждающее детей к сопереживанию яркими, эмоционально насыщенными образами, к поиску и внесению творческих элементов в процессе их воплощения в изображении.

Таким образом, данный этап формирования детского художественного творчества – это предэтап собственной изобразительной деятельности ребёнка, основная цель которого – формирование «насмотренности» (Б. П. Юсов), «питание» его памяти яркими образными представлениями.

Второй этап – это уже собственно процесс детского творчества, связанный с возникновением замысла, поиском художественно – выразительных средств и воплощением задуманного. При этом нужно помнить, что способность ребёнка к предварительному замысливанию формируется постепенно в процессе специально организованной деятельности, а сам замысел формируется и реализуется в процессе его воплощения.

91. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

В условиях современного общества педагоги, художники, искусство­веды всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными ви­дами изобразительного искусства создаёт условия для развития их худо­жественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобра­зительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство по­знания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окру­жающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех разви­тия их творческих способностей. Также необходимо учить детей специ­альным приёмам изображения, способам использования различных изо­бразительных материалов.

Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.

Картина как художественное произведение ярко, эмоционально пере­даёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для последующего изобра­жения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, ко­гда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомле­ния детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости.

Использование образов художественной литературы. Художествен­ный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов пред­метом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из худо­жественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопро­вождает показ натуры или приёмов изображения.

Воспитателю следует серьёзно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты пред­меты, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, по­ложение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства:

- вопросы конкретного характера на перечисление изображения;

- вопросы обобщающего характера, направленные на установление свя­зи между содержанием произведения и средствами выразительности;

- искусствоведческий рассказ воспитателя;

- прием выявления композиционных и колористических особенностей произведения;

- прием «вхождения в картину», воссоздание предшествующих собы­тий;

- прием сравнения;

- прием классификации картин;

- рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отноше­ние педагога к произведению;

- прием прямых указаний педагога;

- прием мысленного создания собственного произведения живописи, скульптуры;

- поиск композиционных и колористических вариантов решения об­раза;

- мини-рассказы детей.

Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведе­ниями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллю­страции в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошко­льного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит:

- от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;

- от возраста детей и уровня их развития.
92. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 40819. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия