Студопедия — Маша П 1) Лирика Жуковского. Белинский о творчестве первого русского поэта-романтика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Маша П 1) Лирика Жуковского. Белинский о творчестве первого русского поэта-романтика






Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Краткое содержание:

«Сельское кладбище» (элегия), 1802. Является вольным переводом ст-я Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Посвящено Андрею Ивановичу Тургеневу, другу Ж по Благородному пансиону при Московском университете. Все происходит вечером, когда «бледнеет день, скрываясь за горою». Лирический герой заходит на сельское кладбище, где «праотцы села, в гробах уединенных, навеки затворяясь, сном непробудным спят». Герой думает об их незатейливой жизни, и понимает, что смерть для всех равна. А то, что над богатым больше почестей, не имеет значения. Потом размышляет о том, что и среди селян могли скрываться чувствительные, талантливые люди, но они не нашли талантам применения в простой жизни. Затем лирический герой думает о смерти. Что, если он, юноша, тоже скоро погибнет? Тогда о нем будут говорить селяне: «Он часто по утрам встречался здесь со мною, когда спешил на холм зарю предупредить». Кончается элегия эпитафией юноше-поэту: «он кроток сердцем был, чувствителен душою…»

«Вечер» (элегия), 1806. Опять же действие происходит в сумерки. Вначале лирический герой призывает музу: «Приди, о Муза благодатна», чтобы петь вместе с ним туманный вечер. Картины природы: сумерки, закат («Восточных облаков хребты воспламенились»), появляется луна. Угасающая вечером природа напоминает герою о грустных воспоминаниях: где же друзья? Есть автобиографизм: имеются в виду друзья Ж по «Дружескому литературному обществу». Один из них умер (имеется в виду А. И. Тургенев, умер в 1803), другой сошел с ума (Родзянко). Думает герой, что друзья не должны быть чужды друг другу: «Нет, нет! Пусть всяк идет вослед судьбе своей, но в сердце любит незабвенных!» Ну а поэту суждено «творца, любовь и счастье воспевать», пока смерть не заберет его, что, ах, быть может, очень скоро (ага, если взглянуть на годы жизни, то можно считать эти строки просто пророческими – ещё 46 лет на Земле кантовался, старый сухарь).

«Певец во стане русских воинов», 1812. Написано в 1812 году, после сдачи Москвы Наполеону и перед Тарутинским сражением. Изображен пир перед боем, на котором певец стремится воодушевить воинов на правое дело. Он славит кого-то или что-то, а воины повторяют последние или первые строки, порой переиначивая их. Пьют они за дедов: Святослава (князя Киевского), Дмитрия Донского, Иоанна III и IV, за Петра I, за Суворова. Пусть они придут на помощь воинам в бою. Потом пьют за родину, за своих ратных вождей (Кутузова и его помощников: Ермолова, Милорадовича, Раевского, Платова и т.д.). Потом пьют за партизан, которые наводят ужас на врагов: Фигнера, Давыдова и т.д. Потом поднимают кубок за погибших (Багратион), за месть врагам, за святое братство, за любимых, за муз, за Бога. Не забывают распить бутылочку и за поэтов, певцов сражений с подначки последнего. Наконец, наступает утро, и они готовы к бою после пира. Последний кубок – прощанью. Если что, они еще увидятся «там». И потом все идут на бой.

«Теон и Эсхин», 1814. Имена Теона и Эсхина вымышлены, хотя и «косят» под античность. Действие происходит в Греции. Эсхин искал наслаждений в жизни, путешествуя по миру. Но не нашел их: «И роскошь, и слава, и Вакх, и Эрот лишь сердце его изнурили; цвет жизни был сорван; увяла душа; в ней скука сменила надежду». И, разочарованный, Эсхин вернулся к берегам реки Алфея. В отличие от него, Теон остался на родине и не разочаровался. Его взор, как и взор Эсхина, печален, но ясен, а не мрачен. Теон любил и был любимым. Но она умерла. Он не ропщет, потому что надеется встретить ее вновь, в загробном мире: «И скорбь о погибшем не есть ли, Эсхин, обет неизменной надежды?» С этой надеждой ему легко жить: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою». Теон советует Эсхину утешиться в дружбе с ним, и тем, что и горесть и радость - необходимые следствия жизни.

«Невыразимое» (отрывок), 1819. Основная мысль в том, что есть в природе и в мире вещи, которые способна понять душа, но неспособен выразить язык: «Что наш язык пред дивною природой?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?» Есть слова для блестящей красоты, но «то, что слито с сей блестящей красотою… какой для них язык?...И лишь молчание понятно говорит». Тема стихотворения пересекается с «Лаллой Рук».

«Лалла Рук»

Лирическому герою приснился «милый сон, души пленитель», в котором он познал райское блаженство, видел землю обетованную. Там он видел прекрасного ангела, «гений чистой красоты» (а вы думали, Пушкин такой оригинальный? ни черта подобного, он «море», в которое «впадают» и канут в небытие современники-поэты, так что их уже почти никто не помнит, а Пушкина за эти самые плагиаты любят и чтят). Это был прекрасный призрак, которого наблюдал автор. Он пролетел мимо. Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам

И приносит откровенья,

Благотворные сердцам;
Видимо, этот ангел – вдохновение.

«Воспоминание», 1821. Четверостишие о том, что о милых спутниках, которые умерли, следует говорить не с тоской, что их нет, а с благодарностью, что они были.

«Море» (элегия), 1822. Нет рифмы, но есть ритм. Стихотворение о прекрасном море, которому не чужды человеческие чувства. Море «смятенной любовью, тревожною думой наполнено». Его «тянет из земныя неволи» далекое светлое небо. Когда же собираются тучи, море волнуется, потому что не видит неба. Начинается буря. И лишь когда облака рассеиваются, море успокаивается, хотя еще долго «дрожит» за небо.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия