Студопедия — Начало второго ряда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Начало второго ряда






Ниже тайной вечери изобрази именитых святителей в одеждах подвижников и с монашескими наставлениями на хартиях. По правую сторону изобрази Василия Великого наставляющего: Должно всецело сохранять красоту души; ее взыщет Бог от смертного рода, святого Григория Богослова, говорящего: быв поставлен пастырем словесного стада, будь прост, смирен, терпелив и кроток, святого Николая, говорящего: Един Бог, Отец Слова живаго, Мудрости самобытной и Силы и Образа вечнаго. По левую сторону напиши Златоустого, говорящего: кто оставит прежние грехи, тот спасется, в чем даю верную поруку; св. Афанасия Александрийского, говорящего: Единаго Бога чтим в Троице, и три Ипостаси в Единице; св. Кирилла Александрийского, говорящего: отвергающие оружие поста покоряются чревоугодию и гибнут от греха прелюбодеяния.

Вне углубления (что за игуменским столом) изобрази: на правой стороне - св. Антония, обратившегося к трапезе и говорящего: Да не прельстит тебя, монах, насыщение чрева; послушание с воздержанием покоряет демонов; на левой - св. Ефрема, обратившегося к трапезе и говорящего: Трапеза с молчанием, славословием и воздержанием благословляется святыми ангелами; а трапеза без молчания, но с празднословием и неумеренная, оскверняется демонами.

На стенах трапезы изобрази и других преподобных, каких кто хочет, с их наставлениями. У выхода из нее представь житие истинного монаха и суетную жизнь мира. Если трапеза велика и крестообразна, то изобрази и апокалипсис Иоанна Богослова или что другое, по произволению.

Вне трапезы над дверью изобрази святого, память которого чествует обитель.

Так расписываются церкви с куполами, водосвятные фиалы и трапезы.

V. Как располагаются изображения в церкви ставрофольной

Когда надобно расписать церковь ставрофольную, то в средине изобрази Вседержителя и лики ангелов, а по углам - четырех евангелистов, в арках же - праотцев и пророков, по произволению.

Если же церковь велика и имеет пять куполов, то в среднем, большем куполе изобрази Вседержителя, как и в трульной церкви, а из остальных, в одном - великого совета Ангела, в другом - Еммануила, в третьем - Богоматерь с младенцем, в четвертом - Предтечу, ниже их напиши евангелистов, пророков, праотцев - в арках, а на ровных стенах - Господские праздники и святые страсти, а также чудеса святого, которому посвящена обитель, и проч., как указано выше.

VI. Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом

Если церковь, которую надобно расписывать, имеет коробовый свод, то на самой средине его изобрази Вседержителя в круге, на восток от него, над иконостасом - Богоматерь, на запад же - Предтечу. В пустом пространстве между этими тремя ликами представь небо, и на нем множество ангелов, а по обе стороны неба - праотцев и пророков в кругах; ниже их изобрази: в первом ряду - Господские праздники, святые страсти и чудеса по воскресении, в углублении же алтаря - Ширшую небес. Под первым рядом изобрази второй ряд, как и в трульной церкви, а вне алтаря - евангелистов и чудеса святого, во имя которого освящена обитель; все прочее расположи, как в трульной церкви.

ОКОНЧАНИЕ

1. Откуда заимствовали мы живописание икон и поклонение им

Живописание святых икон заимствовали мы не только от святых отцев, но и от св. апостолов и даже от самого Христа, как то показали мы в начале этой книги. Посему мы изображаем Христа на иконе, как человека, ибо Он явился на земли и жил с человеками [Варуха гл. 3.], соделавшись совершенным человеком, как и мы, кроме греха; изображаем и Безначального Отца, как Ветхого деньми, согласно с видением Даниила (гл. 7); изображаем и Духа Святого в виде голубя, как он явился на Иордане [Бог-Отец неизображаем; Ветхий Деньми в видении пророка Даниила - это Бог-Сын, но не Отец, Также и голубь не является символом Бога-Духа Святаго, Которого в виде голубине должно изображать только на иконе Крещения Христова. Подробнее об этом см. в книге: Л. Успенский, "Богословие иконы православной церкви"]. Еще изображаем Богоматерь и всех святых, и всем этим иконам поклоняемся относительно, а не служебно, то есть не говорим, что это сам Христос, или сама Богоматерь, или сам святой, который изображен на иконе; но то почитание, которое воздаем иконе, относим к первообразу, то есть к тому, кого она представляет нам. Если икона, которой мы поклоняемся, представляет Христа, то честь, возданную ей, воздаем самому Христу, Сыну Божию, седящему одесную престола величествия на высоких. Видя Его на иконе, как распятого, тотчас думаем, что Сын Божий сошел с высоты небес, воплотился от Святой Девы и умер на кресте, дабы избавить нас от греха и рабства диавола и дабы освободить Адама и род его из мрачного ада и возвратить в прежнее отечество его.

Мы поклоняемся не краскам и художественному произведению, как злословят враги церкви нашей, но Господу нашему Иисусу Христу, сущему на небесах. Ибо почитание иконы переходит на первообраз, говорит св. Василий... Взирая также на икону Богоматери, мы воспоминаем, что Пресвятая Дева получила от Бога такую благодать, что сделалась Матерью Сына Божия, и до рождества, в рождестве и по рождестве пребыла девою.

То же говорим и об иконах всех святых, то есть, взирая на изображение мученика, тотчас припоминаем, что сей святой был человек, подобный нам, однако своим терпением победил мучителей и обличил идолослужение, а истинность веры христианской доказал своею кровью. То же говорим и об иконах святителей и преподобных мужей и жен.

Вообще, видя на иконе изображение святого, тотчас вспоминаем дела его, возведя ум свой к сему первообразу и принося Богу благодарение за то, что Он дал ему силу совершить такие подвиги и утвердить православие.

Итак справедливо мы пишем святые иконы и поклоняемся им. А противникам и хулителям сего учения анафема!

2. О чертах лица и телосложения Господа, по преданию самовидцев, сказание Германа, патриарха Константинопольского

Богомужное тело Господа нашего - высоко, в три локтя. Глава наклонена мало. В лице выражается кротость. Правильные и красивые брови Его соединены [В творении преподобного Иоанна Дамаскина "О св. образах" сказано, что у Иисуса Христа брови были союзны. De imagin. L. 1. Opp. ed. Paris. 1712. Т. 1. pag. 631. Confer Fabricii Cod. Apocr. III, 486.], глаза приятны, нос правилен; цвет лица - пшеничный; волосы на голове волнисты и немного русы, а борода не совсем черна. Персты пречистых рук Его длинны и правильны. Вообще Он походит на Матерь Свою, в которой сотворил Себе одушевленное и совершенное естество человеческое.

3. О телосложении и чертах Богородицы

У Пресвятой Богородицы рост - средний, а по словам других - в три локтя, лицо пшеничного цвета, волосы темно-русые, глаза карие и приятные, брови удлиненные, нос средний, руки и персты продолговатые. Она была смиренна, непритворна [άχημάτιστος, не сочиняла себе лица, а казалась, такова, какова была], незлобива [В подлиннике читается άβλάκευτος, но такого слова нет в греч. языке, сколько я знаю это. Если заменить его подобозвучным словом άβλαυτος, то придется сказать, что она ходила босая. Но такого сказания я не встретил ни в одном описании наружного вида пресв. Девы. Посему остается читать вместо άβλάκευτος, άβλαπτος незлобива, никому не причиняла зла.], одевалась благопристойно έύσολος и любила одежды одноцветные, что доказывает омофорион ее, лежащий в храме Ее.

4. Как изображается благословляющая рука

Когда изображаешь благословляющую руку, то не соединяй трех перстов вместе, но совокупи большой перст с четвертым. Так называемый указательный перст прямой и средний немного согнутый, означают (Иисус); ибо прямой перст образует букву i, а рядом с ним согнутый - букву с; большой же перст и четвертый, соединенные крестообразно, и согнутый мизинец означают имя (Христос); ибо крестообразное соединение большого перста с четвертым образует букву х, а согнутый мизинец букву - с, которыми и означается имя Посему-то Творец по божественному провидению придал руке человека ни больше ни меньше перстов, а столько, сколько нужно для означения имени Христова.

5. Надписания на иконах Святой Троицы

  • Безначальный Отец
  • Ветхий деньми
  • Собезначальный Сын
  • Слово Бога
  • Святый Дух, от Отца исходяй
  • Святая Троица. Един Бог всяческих

В венцах трех Ипостасей, Отца, Сына и Духа Святого, пиши: ибо так назвал Себя Бог Моисею Боговидцу, когда он видел Его в купине; 'ЕГΩ Е' ΙМΙ О ΩΝ, т. е. Аз есмь Сый, а пиши эти буквы так: на правой стороне венца о, вверху ω, а на левой н.

6. Надписания на хартиях Отца и Сына

На хартии Отца пиши:

  • Из чрева прежде денницы родих Тя.
  • Седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

В Евангелии Сына пиши:

  • Отче, Аз прославих Тя на земли и явих имя Твое человеком.

7. Нарицательные имена, кои пишутся на иконах Иисуса Христа.

  • Вседержитель
  • Жизнодавец
  • Спаситель мира
  • Милостивый
  • Великого Совета Ангел
  • Человеколюбец
  • Еммануил
  • [Всевидец - Παντεπόπτης]

Когда изображаешь Его в час второго пришествия или на суде, то пиши:

  • Праведный Судия

Когда изображаешь Его архиереем, то надписывай:

  • Царь Царей и Великий Архиерей

Когда изображаешь Его распятого, то пиши:

  • Царь славы

Когда изображаешь Его несущего крест, то пиши:

  • Се Агнец Божий, вземляй грехи мира

На убрусе надписывай:

  • Святый Убрус

а на отпечатке его:

  • Святое Чрепие (Άγιον Κεράμιον)

8. Нарицательные имена, кои пишутся на иконах Богородицы

  • (Матерь Божия)
  • Милостивая
  • Одигитрия (т. е. Путеводительница)
  • Скоропослушница
  • Владычица ангелов
  • Всецарица
  • Пречистая Владычица
  • Высшая небес
  • Ширшая небес
  • Живоносный Источник
  • Сладкое целование
  • Млекопитательница
  • Страшное Предстательство
  • Грешных Спасение
  • Всех Радость

9. Слова из Евангелия

На иконе Вседержителя пиши: Аз есмь свет миру: ходя и по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный (Иоан. 8, 12).

На иконе Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29).

На иконе Жизнодавца: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе (Иоан. 6, 51).

На иконе Великого Совета Ангела: Аз от Бога изыдох и приидох, и о себе не приидох: но той мя посла (Иоан. 7, 28, 8, 42).

На иконе Еммануила: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя.

Когда изображаешь Его архиереем, то пиши: Аз есмь Пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Иоан. 10, 11).

Когда изображаешь Его в соборе бесплотных сил, то пиши: видех сатану, яко молнию с небесе спадша.

Когда изображаешь Его среди пророков, то пиши: приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет.

Когда изображаешь Его среди апостолов, то пиши: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию.

Когда изображаешь Его среди мучеников, то пиши: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим.

Когда изображаешь Его среди преподобных, то пиши: приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы.

Когда изображаешь Его среди бессребренников, то пиши: больныя исцеляйте, прокаженныя очищайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите.

10. Надписания, кои держат ангелы на иконе, называемой: неувядаемый крин.

είς θεοτόκιον τό λεγόμενον 'Ρόδον

На хартии Михаила: Утро светлое, радуйся, единая, носящая Солнце Христа.

На хартии Гавриила: Радуйся, яко поле неоранное, израстившая Божественный Клас.

На хартии, которую держат оба они вместе: Радуйся, крин неувядающий едина израстившая.

11. Слова на хартиях Предтечи и Богородицы, стоящих пред Иисусом Христом

На хартии Богородицы: Безначальный Сыне и Слове Бога живаго, от Отца родивыйся, и не отлучивыйся от Него, но всегда с Ним пребываяй, в последняя же времена от Мене воплотивыйся без семени паче ума, прости грехи званных Твоих и матерния исполни моления!

На хартии Предтечи: и аз, Владыко, со гласом Матери Твоея соединяю глас Предтечи Твоего: ихже искупил еси честною Твоею кровию, распеншись на кресте и заклан быв неповинно, с теми паки примирися туне, благоутробный Слове, человеколюбия ради.

На хартии Предтечи, когда пишется он один: покайтеся, приближибося царствие небесное (Матф. 3, 2).

В евангелиях, которые держат святители: Рече Господь: входя и дверьми во двор овчий, пастырь есть (Иоан. 10, 1).

Рече Господь: тако да просветится свет ваш пред человеки... (Матф. 5, 16).

Надписания на праздничных иконах, поставленных вверху иконостаса

  • Благовещение Богородицы
  • Рождество Христово
  • Сретение Господне
  • Крещение Христово
  • Преображение Господне
  • Воскрешение Лазаря
  • Вход в Иерусалим
  • Распятие Христово
  • Снятие со креста
  • Надгробный плач
  • Воскресение Христово
  • Осязание Фомы
  • Вознесение
  • Сошествие Святаго Духа
  • Успение Богородыцы.

Смотри, ставь икону Распятия всегда среди вышесказанных икон праздничных в карнизе иконостаса. А если иконостас длинен, и тебе надобно поместить вверху его и другие образа, то помести там чудеса Христовы, Его страдания и дела по воскресении.

Иные надписания на праздничных иконах Богоматери и святых

  • Зачатие Богородицы
  • Рождество Богородицы
  • Введение Пресвятыя Богородицы
  • Девять ликов ангельских
  • Собор бесплотных сил
  • Собор дванадесяти апостолов
  • Собор всех святых

Совершителю благих Богу благодарение!

Кончив книгу, я сказал: Слава тебе, Господу! и опять сказал: Слава тебе, Господи мой! и в третий раз сказал: Слава Богу всяческих!

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 294. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия