Студопедия — Глава 9. ИСТОРИЯ КОСТОРЕЗНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 9. ИСТОРИЯ КОСТОРЕЗНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ






 

Промысел резьбы по кости в России слагается из множе­ства национальных культур народов, населяющих террито­рию России, и, в основном, формировался в той местности, где была возможность добывать материал — кость. Лучшим сырьем можно назвать клыки и бивни морских животных — моржей, иногда использовалась цевка — лошадиная кость, более дешевый материал, а также рыбья кость.

В косторезном искусстве русского Севера ярче всего про­явились Холмогоры. В этом промысле, который возник в XVIII в., основным источником материала была цевка, менее благородное сырье. Но холмогорские мастера, используя раз­личные декоративные приемы, достигали невероятной эсте­тической ценности своих изделий.

Строительство новой столицы России — Санкт-Петербур­га — сопровождалось заказами на изготовление богатых, на­рядных вещей. Ассортимент был разнообразен: от шкатулок и зеркал до иконных окладов. Основными изделиями были ларцы и ларчики. Эти предметы имели традиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Их деревянный корпус оклеивался пластинами из моржовой кости или цевки. На пластины наносился гравированный орнамент в виде кон­центрических кругов с точкой — глазком — посредине (так называемый «глазковый орнамент»). Украшались пластины и растительными мотивами из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Такой рисунок часто подкрашивался. Ха­рактерные цвета — зеленый, красный, черный — создавали контрасты с цветом чистой кости. В богатых по оформлению ларцах, помимо традиционных мотивов, стали использовать прорезной узор, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из официальных стилей — барокко и рококо.

Совершенствование быта городских жителей сказывается на расширении ассортимента и многообразии декорирования костяных изделий. Появляются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни.

В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля — клас­сицизма — вносят определенные изменения в работу холмо­горских мастеров. Пропорции вещей приобретают особую строгость и изысканность. Формы предметов становятся ла­коничнее, в них откровеннее проявляется геометрическое начало. Орнамент становится миниатюрнее. Немалую роль отводят мастера и чистой полированной поверхности кости, которая подчеркивает воздушность ажурного узора и показы­вает красоту самого материала.

Холмогорский промысел зарекомендовал себя как устой­чивый, и уже во второй половине XX в. свои творческие воз­можности раскрывает новое поколение мастеров.

Лучшим примером в искусстве обработки кости является чукотский косторезный промысел. Он насчитывает многовековую историю и разделяется на искусство древности (I тысячелетие до н. э.) и современное национальное искусст­во второй половины XX в. Искусство древности насыщено символами. Основой всего является древний языческий культ, множество предметов, дошедших до наших дней, — ритуальные изделия, предметы культа.

Чукотский косторезный промысел — наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки по моржовому клыку. Своеобразие этого искусства состоит в органическом соеди­нении рационально сделанного предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и «оду­шевляющим» его.

Разнообразные предметы из кости выполнялись как необ­ходимые в быту охотников вещи: ножи, гарпуны, наконечни­ки для стрел и копий. Их поверхность украшалась гравиро­ванным орнаментом, рисунки которого до сих пор не разга­даны, или скульптурными изображениями, усиливающими функцию предмета, охраняющими его владельца от беды, способствующими удаче в охоте. Самостоятельные скульп­турные изображения животных, представляющие собой охра­нительные амулеты, выполнялись очень обобщенно и не­сколько примитивно. Часто они входили в набор амулетов, связанных в одну цепочку, которую выполняли из целого

клыка. Одна из особенностей зооморфной скульптуры древ­ней Чукотки — полиэйкония, что значит «многообразность».

Охота на моржа или медведя с собаками полна напряже­ния и динамики, убедительна и правдива при известной ус­ловности в передаче пространства и трактовке формы. Ху­дожники передают свое уважительное отношение к диким животным, подчеркивая их мощь и природную красоту. При небольшом размере скульптуры, которая может легко уме-; ститься в ладони, мастер лаконичными средствами дает точ­ную характеристику животного, акцентируя самые необходи­мые детали.

Важная особенность произведений искусства XVII—XIX вв. — глубокий внутренний подтекст, тайный смысл. Образ, кажущийся простым и понятным, в действительности пред­ставляет собой криптограмму. В искусстве Чукотки этого пе­риода получили распространение изображения схематизиро­ванные и упрощенные.

Качественные изменения произошли в 1930—40-х гг., ко­гда в поселке Уэлен была создана косторезная мастерская. Уэленских мастеров в первые годы существования мастер­ской отличало стремление к более сложным, неизвестным ра­нее способам художественного выражения. Яркой страницей промысла можно назвать искусство гравирования моржовых клыков. Изображались типичные чукотские пейзажи: море, тундра, горы, люди, занятые повседневным трудом. Первона­чально гравировка была черно-белой. Позднее изображения стали многоцветными. Это получалось благодаря втиранию в кость графита цветных карандашей. В основном, этой рабо­той занимались женщины.

Своеобразием и чукотского, и холмогорского косторезных промыслов можно назвать особое мастерство обработки этого материала. Кость достаточно хрупкий материал, не терпящий сложных резных орнаментов, глубокой проработки или пере­делывания. Поэтому изделия из кости просты в своих фор­мах, не сложны в орнаментальном убранстве. Иногда холмо­горские мастера достигали высшей яркости и звучности изде­лия посредством использования цветной фольги или включений из стекла. Но также у кости есть и достоинство — это неповторимый естественный розоватый тон, который из­начально «утепляет» будущее художественное изделие. Твер­дость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резь­бу, но и заставляет помнить о хрупкости такого рисунка.

Белизна слоновой кости требует четкой проработки рель­ефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На светлой, чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравирован­ный рисунок необходимо подчеркнуть цветом, чтобы он был ясен для прочтения. Слоновый или мамонтовый бивень, имея целостную массу, позволяет выполнять из него любую скульптурную форму. Клык моржа с внутренней ячеистой структурой ограничивает такую возможность.

Свои ограничения из-за небольшого размера и внутрен­ней полости диктует зуб кашалота. Все эти виды благородной кости после полировки приобретают хороший блеск и выяв­ляют деликатную структуру.

В отличие от них простая кость-цевка требует дополни­тельной обработки как сырье. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины или части, со­ответствующие будущему изделию.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на локаль­ность расположения косторезных промыслов, этот вид дея­тельности человека получил широкое распространение, а во многих районах выглядит даже самобытно. Резьба по кости и на сегодняшний день считается и является одним из уникаль­ных видов прикладной деятельности человека, что еще раз подтверждает искусство чукотского промысла в поселке Уэлен.









Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 481. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия