Отцы мои, братiя и чада! Какъ мнѣ думается, и я тружусь не напрасно, уча васъ слову смиренiя моего, и вы не погубляете время слушанiя. Впрочемъ трудъ этотъ не есть всегдашнiй, ибо придетъ, чада, время и совершеннаго молчанiя. Мы здѣсъ не вѣчны; но еще не много, сколько повелѣлъ Богъ, и или я, или вы, отойдемъ изъ этой жизни. Но искомое заключается въ томъ; чтобы съ поприща сей жизни отойти съ добрыми дѣлами и исполненiемъ заповѣдей, и чтобы исхожденiе наше было съ благоугожденiемъ Господу нашему Iисусу Христу. Какая же прибыль отъ поученiя? Та, чтобы намъ услышать, научиться и получить произволенiе къ исполненiю заповѣдей. Правда, что по многочисленности братiй въ нашей совокупной жизни происходитъ стѣсненiе, смущенiе и безпокойство. Ибо я вижу, чада мои, что всѣ вы постоянно трудитесь, каждый въ своемъ послушанiи; одни изъ васъ не спятъ и мѣсятъ хлѣбы, и надъ тѣстомъ утруждаютъ руки свои, и жгутся отъ огня въ печи, иные трудятся въ окапыванiи виноградниковъ, другiе претерпѣваютъ путешествiя по дорогамъ, а иные находясь за рукодѣлiями, какъ-то: за шитьемъ, за чистописанiемъ, за стиркою бѣлья; другiе въ поварнѣ, или трапезѣ, или въ кузьнѣ, а иной въ послушанiи келаря, или больничнаго; и опять всѣ вы ходите ко всѣмъ церковнымъ службамъ, къ часамъ, первому, третьему, шестому и девятому, къ вечернѣ и повечерiю, предстоите, поете, молитесь, и все это безъ лѣности и ропота; ибо это подлежитъ запрещенiю; и однимъ словомъ я постоянно помышляю о вашемъ трудѣ, утѣсненiи и скорби вашей. Впрочемъ не скорбите, потому что во всемъ этомъ мы остаемся побѣдителями, по слову Апостола, ради возлюбившаго ны (Рим. 8, 37) Господа, такъ, что хотя и великъ трудъ, но какъ чрезъ этотъ трудъ возсiяваетъ для насъ вѣчное веселiе и спасенiе безконечное, то намъ болѣе подобаетъ радоваться и веселиться и понуждать себя еще къ большимъ подвигамъ, подвизаться на поприщѣ общежительнаго мученичества, и ничего не бояться и не возвращаться вспять изъ опасенiя скорбей и трудовъ. Ей чада мои! Умоляю васъ, стойте, приступайте, ратуйте, и стремитесъ ко всему доброму и добродѣтельному, и по слову Господню, въ терпѣнiи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19). Представляя смертный часъ, всякiй денъ обновляйтесъ, а все (прочее) считайте второстепеннымъ ради любви Божiей, сохраняя себя въ благочинiи, въ разумѣ и любви духовной, и удаляясь гибельнаго дерзновенiя, такъ чтобы вамъ слушаться другъ друга безъ ропота, ревности, зависти и брани. Каждый благо ближняго своего пусть считаетъ своимъ, а иногда пусть потерпитъ и презрѣнiе, если бы оказалъ ему братъ презрѣнiе въ какомъ либо случаѣ. Случающiяся съ нами укоризны будемъ принимать съ радостiю, какъ врачевство душевное, и всегда кротко, тихо и съ исповѣдiю (предъ отцемъ духовнымъ) будемъ все совершатъ и исполнять предъ безсмертнымъ Богомъ безъ смущенiя и безпорядка.
Вотъ, чада, мученичество въ общежитiи, котораго усердный часто ищетъ въ страданiи за Христа чрезъ мученiе отъ нечестивыхъ. Но если онъ перенесетъ твердо и мужественно эти страданiя, подвиги и мученiя, не преклонитъ колѣнъ предъ Вааломъ, т, е., принесетъ страсти въ жертву душѣ своей, если не отречется отъ своихъ обѣтовъ и не убѣжитъ съ поприща и съ мѣста борьбы до конца; то по словамъ Св. Отцевъ, будетъ подобенъ мученикамъ, проливающимъ кровь свою. Но что изъ того, если видно, что иной не ложно претерпѣваетъ мученiя? Ибо не тотъ (мученикъ), кто будетъ многократно бiенъ и мученъ, но тотъ, кто претерпитъ до конца; потому что если иной среди (подвига), или и близъ конца ослабѣетъ и отречется своихъ обѣтовъ, то подвергнется самому печальному и достойному рыданiя бѣдствiю, не потому только, что погубилъ прежнiе свои труды, но и потому что будетъ подлежать весьма строгому осужденiю въ день судный. Итакъ, соблюдите себя, чада мои, безвредными отъ всего, и не думайте, что я таковыми словами принуждаю васъ повиноваться мнѣ, ради моего успокоенiя, или для исправленiя тѣлесныхъ потребностей и человѣческой славы. Нѣтъ не для того; клянусь подвигами вашей добродѣтели, — чтобы убѣдить и удостовѣрить васъ въ этомъ клятвою; — но ради спасенiя душъ вашихъ и ради славы Божiей, и чтобы сподобиться вамъ небеснаго царствiя вмѣстѣ съ нашими отцами; дабы ликовать и радоваться тамъ, гдѣ радуется Антонiй, Великiй, свѣтило свѣтилъ, Богоносный Евѳимiй, Пахомiй Христоносецъ, тамъ гдѣ многопѣтый Савва, всеблаженный Ѳеодосiй, Богопросвѣщенный Дороѳей, Дометiанъ равноангельный, Святѣйшiй Акакiй, Богопредстательный Досиѳей и Василiй присноживущiй, т, е. Василiй послушливый[22], Духоносный Захарiя и Аѳрей Богопослушный. Но что много говорить, когда могу сказать, — тамъ. гдѣ Петръ и Павелъ, верховные Апостолы, тамъ гдѣ скинiи святителей, священниковъ и св. мучениковъ. Но если мы и не удостоимся быть причисленными къ нимъ, то хотя видѣнiя ихъ не лишимся; надѣемся же увидѣть и присутствiе самой Царицы и Владычицы нашей Богородицы, и принасть къ стопамъ Ея. Хотя и дерзновенно, но можетъ быть увидимъ и Самаго Владыку всѣхъ и Господа нашего Iисуса Христа; ибо Божественный Павелъ сказалъ, что, по восхищенiи нашемъ на облацѣхъ въ срѣтенiе Господне во второмъ пришествiи, всегда съ Нимъ будемъ (1 Сол. 4, 17). Поелику намъ предстоитъ такая слава, радость, и жизнь, то кто не взыграетъ, кто не поревнуетъ, не возжется и окрилится любовью Божiею и не совершитъ подобающаго? Одинъ я, чада, съ лукавыми бѣсами, какъ споспѣшникъ и слуга ихъ, своими лукавыми дѣлами удалился отъ Бога. Но помолитесь, чтобы и мнѣ спастись о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава со Отцемъ и Св. Духомъ нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.