Братiе и Отцы! Благiй нашъ Богъ, который даруетъ намъ жизнь и ведетъ насъ отъ одного времени до другаго, и нынѣ по человѣколюбiю привелъ насъ ко времени святаго поста, въ который каждый изъ подвижниковъ подвизается и трудится ради спасенiя своей души, по своему произволенiю и желанiю. Одинъ, соблюдая воздержанiе, постится по два или по три дня, другой, бодрствуя во бдѣнiи, читаетъ, или молится большее или меньшее число часовъ; а иной совершаетъ колѣнопреклоненiя, полагая на подножiи по силѣ своей большее или меньшее число поклоновъ; а иной упражняется въ другомъ какомъ либо подвигѣ; и посмотрѣлъ бы кто на ихъ великую тщательность и усердiе въ эти дни. А инокъ, находящiйся въ повиновенiи и послушанiи, который и есть истинный послушникъ, несетъ подвигъ свой не въ опредѣленное только время, но во всю свою жизнь. Въ чемъ же состоитъ подвигъ истиннаго послушника, и какое его великое исправленiе и свѣтлый его вѣнецъ, какъ не то, чтобы не полагаться на свой разумъ и вовсе не слѣдовать своей воли; но все, что ни дѣлаетъ, дѣлать съ благословенiя Игумена, или старца своего и эконома? Это-то и есть самый великiй изъ всѣхъ иноческихъ подвиговъ. Кратко сказать, — мученическаго вѣнца сподобляетъ насъ повиновенiе съ послушанiемъ, если т, е., отсѣчетъ кто свою волю, и исполнитъ волю своего настоятеля; это такъ цѣнится предъ Богомъ, какъ если бы онъ пролилъ кровъ свою за Христа. Однако намъ хорошо извѣстно, братiя мои, что во время сихъ святыхъ дней бываетъ и измѣненiе въ пищѣ, прибавленiе колѣнопреклоненiй и поклоновъ, и приращенiе въ пѣнiи и въ службахъ, по древнему преданiю Святыхъ нашихъ Отцевъ. Прiимемъ же сей даръ поста честно и съ радостiю; не будемъ скорбѣть о страданiи и ослабленiи нашего тѣла, но будемъ радоваться о здравiи и спасенiи нашей души. Проведемъ сiи святые дни въ кротости сердца, въ незлобiи, неосужденно, безъ гнѣва, безъ лукавства, безъ зависти, но паче въ мирѣ, въ любви другъ къ другу, въ кротости и благопокорливости, исполненные милости и плодовъ благихъ. Когда предстоитъ время безмолвiя, будемъ безмолвствовать; когда представится потребность слова, отвѣтимъ со смиренiемъ и благоговѣнiемъ; будемъ убѣгать многословiя, смущенiя и безпорядковъ, дабы намъ, какъ служителямъ Христовымъ, проходить свои послушанiя мирно и безъ смушенiя; ибо смущенiе въ общежитiи приноситъ великiй вредъ единодушiю братiй. Сверхъ всего этого будемъ имѣтъ осторожность, чтобы не отверзать двери худымъ помысламъ, приходящимъ и оскверняющимъ наши души, и не давать мѣста дiаволу, какъ и Божественное Писанiе, научая насъ, говоритъ: аще духъ владѣющаго взыдетъ на тя, мѣста твоего не остави (Еккл. 10, 4); потому что врагъ нашъ — дiаволъ, не имѣетъ власти принуждать насъ, а только мечетъ худые помыслы, какъ рыболовъ приманку. И когда мы соизволяемъ и принимаемъ ихъ, тогда они господствуютъ надъ нами; а когда отгонимъ ихъ молитвою и призыванiемъ славнаго имени Господа нашего Iисуса Христа, тогда врагъ бѣжитъ отъ насъ посрамленный. Будемъ употреблять трудъ и тщательность соблюсти душу нашу неоскверненною и чистою отъ всякаго нечистаго помысла и неуязвленною стрѣлами его, какъ невѣсту Христову, и мы удостоимся быть жилищемъ Св. Духа и услышать: блажени чистiи сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ. (Мат. 5, 8). И, какъ говоритъ Апостолъ, елика суть истинна, елика честна и почтенна, елика праведна, елика пречиста и чиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель, и аще кая похвала (Филип. 4, 8). Сiе сотворимъ, и Богъ будетъ съ нами. Посему, братiе, будемъ убѣгать объяденiя и пьянства, отъ которыхъ раждаются всѣ грѣхи; будемъ ѣсть и пить съ благоговѣнiемъ и страхомъ Божiимъ, и прославлять Бога, избавившаго насъ отъ прелести и мятежа мiрскаго. Впрочемъ и между нами есть монахи, на самомъ же дѣлѣ не монахи, которые поютъ сатанинскiя, т, е., безчинныя пѣсни, и забавляются подобно несмысленнымъ дѣтямъ, чего бы и мiрскимъ не слѣдовало дѣлать, а тѣмъ болѣе монахамъ, избранникамъ Божiимъ. Подобное мы находимъ и въ Ветхомъ Завѣтѣ, какъ Богъ прогнѣвался на Евреевъ, и въ одинъ день умерло ихъ три тысячи, за то, что они сѣдоша ясти и пити, и восташа играти (Псх. 32, 6). И если на Евреевъ Онъ прогнѣвался, то чему подвергнемся мы, иноки, дѣлающiе подобное онымъ?
Посему будьте внимательны, братiя, и живите, какъ чада Божiя. Работаите Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ (Пс. 2, 11). Или не видите, какъ трясется земля и колеблются холмы, а вы играете, глумитесь и безчинствуете? Намъ ли играть предстоящимъ предъ Царемъ неба и земли? Послушайте и вы, играющiе и безчинно поющiе! Писанiе говоритъ о безчинствующихъ, что сердце ихъ исполняется духа бѣсовскаго, а сердце поющаго смиренно исполняется Духа Святаго, какъ и Апостолъ говоритъ: благодушествуетъ ли кто, да поетъ (Iак. 5, 13) разумно, а не упивается. Свидѣтельствую предъ Богомъ и Святыми Ангелами, что если какой монахъ содѣлаетъ таковыя пребеззаконныя дѣла, то онъ не достоинъ будетъ причащаться и принимать антидоръ во всю Четыредесятницу; развѣ будетъ имѣть духовника подобнаго себѣ, который проститъ его. Посему будьте внимательны и соблюдайте преданiя и заповѣди Святыхъ, — ѣшьте и пейте умѣренно, какъ чада Божiя; и подайте нищимъ не имѣющимъ, дабы и они утѣшились въ этотъ святый день. Если мы такъ будемъ поступать, то нынѣ сподобимся достигнуть дней Воскресенiя Господня, а въ будущемъ вѣкѣ, въ воскресенiе мертвыхъ, получимъ небесное царство о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.