Студопедия — Человек во Вселенной
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек во Вселенной






 

Уяснению места и роли человека во Вселенной, то есть в бытии, послужит осмысление понятия "природы человека". Это понятие известно давно, но в современной философии, опирающейся на марксистскую традицию, оно стало главным в деле изучения человека лишь в семидесятые годы двадцатого столетия. До этого времени внимание ученых-марксистов было сосредоточено на изучении сущности человека. Известно, что по определению К. Маркса, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений". Однако, в 70-80 годы в советской философии, опирающейся на марксизм, было проведено ряд солидных комплексных исследований человека [2]. В их результате возникло понимание того, что растворение индивида в обществе, осмысление его только через призму общественных отношений приводит к ущербному пониманию человека, исключающему изучение его как личности и индивидуальности. Была признана неправомерность сведения человека к его сущности, то есть к общественным отношениям. Для адекватного теоретического изучения человека была использована категория "существования", то есть в деле изучения человека стали учитываться разнообразные проявления его свойств и качеств, например социальных, биологических, нравственных, психологических и проч. Структурно организованная совокупность конкретных социально-биологических качеств человека стала обозначаться понятием "природы человека", в отличие от более узкого понятия - его сущности. С помощью понятия сущности человека, понимаемой как совокупность общественных отношений, сегодня пытаются выявить лишь наиболее существенные его связи и отношения, определяющие внутреннюю логику его развития [3, С. 237-247].

В определении понятия природы человека, как структурно организованной совокупности социальных и биологических качеств, присутствует "космологическое" содержание, поэтому в качестве синонима понятию "природы человека" можно использовать более древний термин "микрокосм". Но о тождестве их содержания уместно говорить лишь применительно к философии материализма, поскольку в качестве структурных элементов космоса здесь полагают природу, общество и человека, соединяющего в себе два названных первыми элемента бытия. Представление же о космосе в иных философских системах сложнее; соответственно сложнее выглядит и представление о человеке.

Классическое учение о месте человека в мире выработал Аристотель. Его онтология в качестве элементов включает вещество, форму. Специфической формой живого мира мыслитель называет душу. Душа бывает растительной, животной и разумной. Человеческая душа есть органическое единство трех названных душ. Таким образом, человек соединен с природой не только как телесное, материальное существо, но и как существо, обладающее душой, точнее, растительной и животной "частями" своей души. Разумную душу или разум Аристотель полагает в качестве божественного свойства человека. Таким образом, человек органически сочетает в себе все элементы космоса. К этому Аристотель добавляет еще одну, специфическую характеристику человека: он называет человека политическим животным.

Понятие человека как микрокосма, утвердившееся в философии средневековья, фиксирует его особое место во Вселенной, то есть в макрокосме. Человек не часть Вселенной, а ее отражение; он, подобно Вселенной, суть органическое целое; он есть гармоническое соединение миров материального и духовного. Человек, что ясно уже из умозрений Аристотеля, единосущен с Вселенной, благодаря этому он неотрывен от Вселенной и, наконец, как микротеос, он занимает особое место в ней, как бы соединяя Вселенную с Богом.

 







Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия