Студопедия — Иерархия небесная
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Иерархия небесная






Космологическая система псевдо-Дионисия, изложенная в книге «О небесной иерархии», далеко не столь же убедительна и сильна философски, однако она тем не менее оказала большое влияние на развитие христианской мысли.

Учение Дионисия о миропорядке связано с его литургической мистикой, отраженной в церковной иерархии, взгляды на которую изложены в книге «О церковной иерархии». Обе эти книги об «иерархиях» отражают так называемое александрийское мировоззрение, согласно которому весь мир организован по принципу иерархической лестницы.

Иерархия, по мнению Дионисия, есть «священная организация, область знания и деятельность, уподобляющаяся, насколько это доступно, боговидной и соответственно возводящая для богоподражания к дарованным ей от Бога озарениям». Также иерархия представляет собой «некую священную упорядоченность, образ богоначальной красоты, священно действующий посредством чинов и священноначальных знаний таинство собственного озарения и уподобляющийся в меру доступного своему Началу. Ибо для каждого, кому выпал жребий принадлежать к иерархии, совершенство состоит в том, чтобы в меру своих возможностей быть возводимым к богоподражанию и сделаться соработником у Бога».

Автором, по-видимому, двигало стремление заполнить разрыв между абсолютным Богом и относительным творением, сделав тем самым свою космологию приемлемой для неоплатоников, и в то же время сохранить в неприкосновенности христианскую идею трансцендентности Бога. Недостатком такого мировоззрения была очевидная иллюзорность всех промежуточных ступеней: по сути дела, это была все та же эллинистическая космология, выряженная в христианское платье.

Классифицируя чины иерархии, он пользуется «модным» среди неоплатоников троичным принципом.

Ангельские чины были организованы в три триады:

1. Наверху лестницы, как бы в преддверии Божества, находятся херувимы, серафимы и престолы - это первая триада. Она пребывает всегда около Бога, примыкая к Нему, близка к Нему и допущена объединяться с Ним прежде других, без посредников. Ибо «откровение священных Речений передает, что святейшие престолы и многоокие и многокрылые чины, названные по-еврейски херувимами и серафимами, помещаются в большей по сравнению со всеми близости, непосредственнно около Бога». Эта триада помещается в непосредственной близости к Богу, и первичные богоявления и исполнения передаются сначала в нее, как ближайшую к Нему. Дионисий приводит очень подробное объяснение происхождения наименований небесных сущностей, например, наименование серафимов раскрывает их вечное движение около божественного и нескончаемость, жар, быстроту и кипучесть этого непрерывного, неослабного и неуклонного движения.

2. На второй ступени стоят господства, силы и власти. Это чин очищается, просвещается и совершенствуется богоначальными озарениями, передаваемыми ему, как второму, через первый иерархический порядок, и этот средний порядок, в свою очередь, передает озарения далее. Господство, бесконечно стремится к истинному господству и благообразно преобразует по мере возможности себя и тех, кто за ним, для достижения определенного сходства с Богом, «всецело обратившись к истинно Сущему и по мере своих сил становясь причастным господоначального богообразия». Святым силам свойственна мужественная нерушимая доблесть во всех их действиях; они неуклонно обращают свой взор к «сверхсущественной придающей силы Силе, и становаясь по мере возможности Ее силообразным подобием». Святые власти отвечают за «дисциплинированное, не беспорядочное благочиние и учрежденность надмирной разумной власти».

3. На третьей - начала, архангелы и ангелы. По мнению Дионисия, этот порядок руководит человеческими иерархиями друг через друга, чтобы по чину происходило возведение к Богу, обращение, приобщение к Нему и единение с Ним, а также. Поэтому богословие подчинило нашу, человеческую иерархию ангелам, называя правителем иудейского народа Михаила и правителями других народов прочих ангелов. Ибо, как сказано в Библии, «поставил Всевышний пределы народов по числу ангелов Божиих» (Втор. 32, 8). Об ангелах Дионисий пишет так: святые порядки, умственно стремясь вылепить себя в подражании Богу, оказываются причастны божественному, поэтому исключительно они удостоились наименования ангелами, потому что богоначальное озарение изливается прежде всего на них и через них приходят к нам превышающие нас откровения. Кроме того, автор приводит очень подробные сведения об ангелах:

· Ссылаясь на Библию, Дионисий говорит об ангелах, что их тысячи тысяч и тьмы тем, «ясно показывая невозможность для нас сосчитать порядки небесных сущностей», т. к. воинства «сверхмирных» умов, превосходя количеством тогдашнюю способность исчисления, и «пределы их ведомы только им свойственному сверхмирному небесному мышлению и знанию».

· Согласно Писанию, ангелы имеют два облика — огненный (как огненные колеса, огненные животные, мужи, блистающие как огонь, огненные реки, нестерпимо шумящие) и антропоморфный (по причине наличия ума у человека и устремленности его зрительных сил вверх, а также прямоты и вертикальности его фигуры и свойственной его при роде начальственности и властности).

Чинам каждой иерархической ступени доступ к Богу открыт только через чины более высокой ступени.

Однако ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Дионисиева классификация небесных сил не соответствует библейскому откровению о них, и его триады приходится признать вымышленной конструкцией.

Кроме того, в устройстве системы псевдо-Дионисия нет места вере в Боговоплощение, даже имя Христа почти что не упоминается.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 331. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия