Студопедия — Сканер Epson Perfection 4490 Photo 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сканер Epson Perfection 4490 Photo 10 страница






(строфа представляет собой четыре пятистопных стиха с парной рифмой (жен­ская - женская; мужская - мужская); звуковая форма (единство однотипных инто­национных фигур; затрудненная дикция: -неж <-» блажь, -неж <-> ворон <-> нож; звукопись: типовой звукокомплекс врнж/ш); лексика (строфа выражает слож­ное лексико-смысловое пространство, описанное в п. 3 анализа).

4.2. Синтаксические повторы (пусти, отдай - императивные формы накло­нения глагола), лексико-грамматическая однотипность предложений (прямое от­ражение в 1-м предложении, имплицированное обращение во 2-м и 3-м пред­ложениях, 4-е и 5-е - это предложения тождества с именной частью сказуемого и т. д.) интенсифицирует выражение лексических смыслов «жажда жизни», «возможность свободы» и «неминуемая гибель».

4.2.1. Ведущая функция синтаксических единиц в данном тексте заклю­чается в усилении выражения общих текстовых смыслов.

4.3. Лексико-грамматическая однотипность синтаксических структур по­этической строфы организует и структурирует лексико-смысловое простран­ство стихотворения, усиливая и углубляя единство и противоречие двух глу­бинных смысловых блоков - «жажда жизни» и «неизбежная гибель поэта».

Синтаксические единицы данного стихотворения наряду с фонетически­ми и лексическими единицами доминируют в формировании и усилении вы­ражения общих текстовых смыслов.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и охарактеризуйте основные единицы речевой структуры художествен­ного текста.

2. Раскройте понятие лингвистической доминанты художественного текста.

3. Назовите и охарактеризуйте функции единиц речевой структуры художествен­ного текста.

4. Дайте определение социофонемы, психофонемы и текстофонемы.

5. Охарактеризуйте основной закон функционирования и смысловыражения фо­нетических единиц художественного текста.

6. Что такое анаграмма? Назовите типы анаграммы.

7. Какова связь между процессами выражения ассоциативных фонетических смыс­лов и лексических смыслов?

8. Охарактеризуйте процессы художественной неологии. Назовите типы неоло­гизмов в художественном тексте.

9. Как соотносятся такие единицы морфологического уровня языка и текста, как морфемы, морфы и текстоморфы?

10. Что такое палиндром? Что общего между явлениями анаграммы и палиндрома?

11. Каковы функции синонимов, антонимов, омонимов и паронимов в художе­ственном тексте?

12. Что такое функционально-текстовый класс слов?

13. Дайте определение ключевого слова в лексико-смысловой системе художе­ственного текста.

14. Дифференцируйте понятия концепта, идеологемы и ключевого слова.

15. Дайте определение тезауруса поэтического текста.

16. Охарактеризуйте метод художественной (поэтической) идеографии.

17. Как соотносятся глубинные и периферийные художественные смыслы? Пояс­ните на примере стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...»).

18. Какую роль играет лексика в общесистемном выражении художественных смыс­лов? Какое место занимает лексика в уровневой структуре речевой системы художе­ственного текста?

19. Назовите и охарактеризуйте единицы синтаксического уровня речевой струк­туры художественного текста.

20. Разведите понятия поэтической и прозаической строф.

21. Назовите и охарактеризуйте функции строфы в художественном тексте.

22. Почему поэзию И. Бродского называют синтаксической? Приведите примеры синтаксической доминанты на материале стихотворения И. Бродского «Архитектура».

23. Дайте определение феномена комплексного выражения художественных смыс­лов в тексте.

24. Почему парадигма единиц речевой структуры художественного текста являет­ся иерархической? Охарактеризуйте иерархическое строение речевой структуры худо­жественного текста.

ГЛАВА 7

АНАЛИЗ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Поэтическая графика. - Дикция. - Интонация. - Ритм

Упражнение 201. Прочитайте фрагмент из книги «Основы языкознания» Б. Ю. Нор­мана. В чем заключается, по его мнению, феномен художественного текста? Какие единицы текста, кроме языковых, вы можете назвать?

Даже форма и величина букв, длина и расположение строк и т. п. - все это может нести определенную информацию для читателей художественного текста. Известны, в частности, образцы так называемой визуальной поэзии: когда стихотворение своими строками образует очертания, скажем, вазы или женской фигуры. (Большим мастером таких «поэтических картин» был фран­цузский поэт Гийом Аполлинер, а из наших современников часто к ним при­бегает Андрей Вознесенский.)

Подытоживая, следует сказать: литературное произведение - многослой­ный и многомерный феномен. И если мы хотим читать роман или поэму не только «вширь», но и «вглубь», если хотим за единицами естественного языка увидеть еще один слой - специальных литературных и культурных знаков, 458

символов, намеков, - то нужно специально учиться этому другому языку, языку словесного искусства. Нужно терпеливо вникать в иную культуру, в иные эпохи и прежде всего надо просто допускать, что в произведении сказано что-то кроме того, что прочитывается первым взглядом (Норман, 1996, с. 31-33).

Упражнение 202. Прочитайте фрагмент из книги Ю. В. Казарина «Поэтический текст как система». В чем заключается функция поэтической графики?

Графические, визуальные тексты крайне культурны, что приводит к тому, что обывательское восприятие такого рода поэзии заходит в тупик и оценивает их в качестве антикультурных текстов или не-текстов вообще. Эстетический парадокс заключается в том, что авангардное искусст­во (модернизм, постмодернизм) доводит до абсурда отсутствие в искусстве в целом функции материально ощутимой пользы, подчеркивая тем самым мни­мую бесполезность искусства как такового. Поэтическая графика - явление знаковое, причем такая знаковость бывает доведена до степени абсолютно символической, т. е. типовой и устойчивой в рамках данной визуальной по­эзии, самозначимой, самодовлеющей, уже отделившейся стороной от других сторон текста, просто изображением чего-либо, рисунком по сути своей. Гра­фический рисунок визуального стихотворения также моделирует каркас смыс­ловой структуры текста, схематически показывая текстовую проекцию той или иной картины мира художника.

Поэтическая графика выполняет различные функции, а графико-смысло-вой эффект зависит непосредственно от фактуры визуального сти­хотворения (Казарин, 1999, с. 102).

Упражнение 203. Визуальный поэтический текст - это результат синтеза двух видов деятельности - поэтической (словесной) и изобразительной (графической). Прочитайте утверждение художника Э. Неизвестного. Какова, по мнению художника, основная функция той или иной части/единицы художественного целого?

Стремление к синтезу - это не узкопрофессиональная попытка подогнать различные виды искусств к некой внешней гармонии, а совокупное мышление. Синтез не эклектика, где собрано все волей случая. Синтез в искусстве - это организм, где каждая часть выполняет принадлежащую ей функцию, а в це­лом части составляют эстетическое единство (Неизвестный, 1992, с. 37).

Анализ функциональных типов поэтической графики

Упражнение 204. Обратите внимание на графическое исполнение стихотворения С. Полоцкого и попытайтесь соотнести его с содержанием текста. Какая единица по­этической графики (графема, графическое единство, авторская орфография и пункту-

ация и т. п.) доминирует в данном тексте? Сформулируйте основную идею стихотво­рения и определите, какую роль в ее выражении играет графика.

Крест пречестный церкве слава, На нем умре наша глава Христос Господь, всех спаситель, Кровию си искупитель.

Хотяй дело

си весело

Совершити,..

должен быти

Креста чтитель

и любитель.

И от него все дела начинати Он бо обыче тех благословити, В началех дел си и конец дарует, Крест на демона меч от бога даны Сим враг Голиаф адский посечеся,

Сей царем верным в бранех помогает, нечестивыя враги истребляет. Он православным есть защищение, гонителем же в водах топление. Его зде знамя впереде полагало, его те силы, царю наш, желаю. Да та тя вславит, яко Константина, чтители суща приснодевы сына. Да будет та крест, яко столп огненный в нощи, а во дни - облак божественный. Щит твоим людем, страх же враждующым, на христианы со мечем идущым. Сим Христос враги своя победил есть, да христианы от варвар спасеши, сам в силе его много лет живеши.

в распятом на нем вину уповати. и же крест на ся тщася возложити. какова в делех кто благопотребует и на вся, и же гонят христианы. и жало смерти грех в конец сотреся.

Упражнение 205. В чем необычность стихотворения «Пирамида» Г. Державина? Почему поэт избрал графическую форму пирамиды?

Зрю,

Зарю,

Лучами,

Как свещами,

Во мраке блестящу,

В восторг все души приводящу.

Но что? - от солнца ль в ней толь милое блистанье?

Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.

Упражнение 206. Что такое акростих? Покажите его признаки на примере сле­дующих стихотворений И. Анненского и М. Кузмина. В чем выражается графическая специфика этих акростихов?

ИЗ УЧАСТКОВЫХ МОНОЛОГОВ Сонет

ПЕро нашло мозоль... к покою нет возврата; ТРУдись, как А-малю, ломая А-кростих, ПО ТЕМным вышкам... Вон! По темпу пиччикато... КИдаю мутный взор, как припертый жених...

НУ что же, что в окно? Свобода краше злата. НАчало есть... Ура».. Курнуть бы... Чирк - и пых! «ПАрнас. Шато»? Зайдем! Пет... кельнер! Отбивных МЯсистей, и флакон!.. Вальдшлесхен? В честь соб-брата! ТЬфу... Вот не ожидал, как я... чертовски - ввысь К НИзинам невзначай отсюда разлетись ГАзелью легкою... И где ты, прах поэта?!

Эге... Уж в ялике... Крестовский? О-це бис... ТАбань, табань, не спи! О «Поплавке» сонета

Петру Потемкину на память книга эта.

1909 И. Анненский

ПОСВЯЩЕНИЕ

Акростих

Валы стремят свой яростный прибой, А скалы все стоят неколебимо,

Летит орел, прицелов жалких мимо, -Едва ли кто ему прикажет: «Стой!» Разящий меч готов на грозный бой И зов трубы звучит неутомимо. Ютясь в тени, шипит непримиримо Бессильный хор врагов, презрен тобой. Ретивый конь взрывает прах копытом. Юродствуй, брат, позоря Букефала! Следи, казнясь, за подвигом открытым! О лет царя, как яро прозвучала В годах, веках труба немолчной славы! У ног враги, безгласны и безглавы. 1906 М. Кузмин

Упражнение 207. В чем заключается графическая особенность стихотворения В. Брюсова «Треугольник»? Почему поэт избрал графическую форму треугольника? Как соотносится графика стихотворения с его содержанием?

Я

еле

качая

веревки

въ синели

не различая

синихъ тоновъ

и милой головки,

летаю въ простор^

крылатый какъ птица

межъ лиловыхъ кустовъ!

но въ заманчивом взор*Ь,

знаю, блещеть ал"Ья зарница!

и я счастливь ею безъ словъ!

Упражнение 208. Расшифруйте содержание стихотворения «Бобэоби - пелись губы...» В. Хлебникова, учитывая точку зрения поэта на особую значимость букв, высказанную в статье «Художники мира», отрывок из которой приводится ниже.

Задачей труда художников было бы дать каждому виду пространства осо­бый знак. Он должен быть простым и не походить на другие. Можно было бы прибегнуть к способу красок и обозначит м темно-синим, в - зеленым, б - красным, с - серым, л - белым и т. д. Но можно было бы для этого мирового

словаря, самого краткого из существующих, сохранить начертательные зна­ки. Конечно, жизнь внесет свои поправки, но в жизни всегда так бывало, что вначале знак понятия был простым чертежом этого понятия. И уж из этого зерна росло дерево особой буквенной жизни.

Мне Вэ кажется в виде круга и точки в нем

О

Ха - в виде сочетания двух черт и точки:

Зэ - вроде упавшего К, зеркало и луч:

Л - круговая площадь и черта оси:

Ч - в виде чаши:

Эс - пучок прямых:

Но это ваша, художники, задача изменить или усовершенствовать эти зна­ки. Если вы построите их, вы завяжете узел общезвездного труда.

Предполагаемый опыт обратить заумный язык из дикого состояния в до­машнее, заставить его носить полезные тяжести заслуживает внимания.

Ведь «вритти» и по-санскритски значит «вращение», а «хата» и по-еги­петски «хата».

Задача единого мирового научно построенного языка все яснее и яснее выступает перед человечеством.

Задачей вашей, художники, было бы построить удобные меновые знаки между ценностями звука и ценностями глаза, построить сеть внушающих доверие чертежных знаков.

В азбуке уже дана мировая сеть звуковых «образов» для разных видов пространства; теперь следует построить вторую сеть - письменных знаков -немые деньги на разговорных рынках.

Конечно, вы будете бояться чужого вдохновения и следовать своему пути.

Упражнение 209. Прочитайте фрагмент следующего стихотворения В. Камен­ского и интерпретируйте его содержание, передаваемое графическими средствами.

Вот еще один друг Проницательный звучно Созерцательный круг Бережет неразлучно.

Каждый свою.

Ю-уи-ю-ую.

И расстрельная трель.

Чок-й-чок. Чтррррр. Ю.

И моя заревая свирель.

Лучистая,

Чистая,

Истая.

Стая.

Тая.

Ая.

Я.

Кто я?

Жаворонок над полями Созревающих дней. Пою и пою. Всё о ней и о ней - о Ю.

Какой графический прием использует поэт? Почему поэт создает графический образ треугольника? Обратите внимание на функцию графического исполнения в фор­мировании многоплановости его содержания. В чем смысл такого исполнения?

Упражнение 210. Прочитайте стихотворение С. Кирсанова «Мой номер». Опи­шите графический рисунок стихотворения. Как соотносится графическая форма сти­хотворения с его содержанием?

Номер

стиха

на экзамен

цирку

ареной чувств моих и дум -

уверенных ног

расставляя

к

Р У и л

Ц Ь

по проволоке строчки, качаясь,

иду.

Зонт Звон

золот. зонт

Круг Рук

мертв. вёрт.

Шаг... Флаг.

Сталь. Стал.

Взвизг! Вниз!

Жизнь, вскрик! Мышц скрип, стон! Мир скрыт, лишь

крик стогн! Всю жизнь

глядеть

в провал

пока

в аорте

кровь дика

Всю жизнь -

антрэ,

игра,

показ!

Алле!

Циркач стиха!

,-858

Упражнение 211. Определите функцию графики стихотворения С. Третьякова «Веер».

.ев

Пойте Явно

Раскройте,закройте Чтоб плавно

А

1913

Какая графическая единица доминирует в рисунке? Как следует читать текст этого стихотворения? Попытайтесь произвести запись этого текста традиционно, нефигур­ным, образом.

Упражнение 212. Прочитайте стихотворение И. Бродского «Фонтан». В чем осо­бенность графической структуры строф данного стихотворения? Почему поэт исполь­зует подобный графический рисунок?

Из пасти льва

струя не журчит и не слышно рыка.

Гиацинты цветут. Ни свистка, ни крика,

никаких голосов. Неподвижна листва.

И чужда обстановка сия для столь грозного лика,

и нова.

Пересохли уста,

и гортань проржавела: металл не вечен. Просто кем-нибудь наглухо кран заверчен,

хоронящийся в кущах, в конце хвоста, и крапива опутала вентиль. Спускается вечер;

из куста сонм теней

выбегает к фонтану, как львы из чащи.

Окружают сородича, спящего в центре чаши,

перепрыгнув барьер, начинают носиться в ней,

лижут морду и лапы вождя своего. И, чем чаще,

тем темней

грозный облик. И вот

наконец он сливается с ними и резко

оживает и прыгает вниз. И все общество резво

убегает во тьму. Небосвод прячет звезды за тучу, и мыслящий трезво

назовет

похищенье вождя -

так как первые капли блестят на скамейке -назовет похищенье вождя приближеньем дождя.

Дождь спускает на землю косые линейки,

строя в воздухе сеть или клетку для львиной семейки

без узла и гвоздя.

Теплый

дождь

моросит.

Но, как льву, им гортань

не остудишь.

Ты не будешь любим и забыт не будешь.

И тебя в поздний час из земли воскресит,

если чудищем был ты, компания чудищ.

Разгласит

твой побег

дождь и снег.

И, не склонный к простуде,

все равно ты вернешься в сей мир на ночлег.

Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.

Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди

и голубки - в ковчег.

1967

30'

Анализ дикции

Упражнение 213. Прочитайте фрагменты из книги Ю. В Казарина «Поэтический текст как система». Дайте определение поэтической дикции. Определите соотноше­ние графики и дикции. Найдите примеры нарушения чистоты дикции в русской по­эзии XVIII в. Почему именно в XVIII в. поэты достаточно часто нарушали фонети­ческую сочетаемость стихов фонолексем? Дайте определение фонетической гармонии художественного текста.

Знаки поэтической графики фонетичны. Единицей дикции явля­ется звукобуква как графический выразитель таких дифференциальных фоне­тических признаков текстофонем, как ряд, подъем, лабиализация (гласные) и место/способ образования, участие голоса и палатализация (согласные).

Дикция как единица дискурсного характера выражает в основном акусти­ческую и физиологическую (артикуляционную) организацию стиха (строки), строфы и всего поэтического текста в целом.

Дикция связана с аллитерацией, звукописью, но связь эта относительна. Основное содержание дикции - это благозвучность и музыкаль­ность как следствие звукофизической гармонии. Стихи иногда содержат в себе нарушения такой гармонии, например: слыхали ль вы, глаза закрыл, уже желтеют и т. п.» (Казарин, 1999, с. 113).

Дикция поэтического текста зависит главным образом от фонетической сочетаемости стыков фонолексем, фоносинтагм, фоновысказываний. Наруше­ние такой сочетаемости выражается в следующем:

1) в окказиональной долготе согласных и гласных звуков на стыках фоне­тических слов, словосочетаний и предложений;

2) в затрудненном произношении взрывных со взрывными, свистящих со свистящими, шипящих с шипящими согласными звуками на стыках фонети­ческих единств;

3) в появлении слоговых/морфемных окказионализмов на стыках фонети­ческих единств;

4) в аллитеративной насыщенности, перегруженности стиха;

5) в наличии более двух сочетающихся односложных слов в стихе;

6) в повторяемости (более двух раз) одного и того же гласного/согласного звука в начале/конце фонетического единства;

7) в наличии более одного-двух иноязычных слов в стихотворной строке, реализующих не типичные для русской фонетики и русского произношения фоноэпические комплексы, что приводит к манерности дикции.

Поэтическая дикция- явление культурно-эстетического характе­ра - может быть не только единицей текстообразующей, стилеобразующей, но и единицей идиостилеобразующей (Там же, с. 116).

Фонетическая гармония, «чистая», незатрудненная дикция интенсифици­рует проявление и выражение практически всех поэтических смыслов - язы­ковых, культурно-эстетических и духовных.

Наличие фонетической гармонии, или незатрудненной дикции, в поэти­ческом тексте делает данный текст образцом изящной словесности (Там же, с. 117).

Упражнение 214. Почему А. С. Пушкин стихотворную строку К. Н. Батюшкова «Соломы жесткий пук, свет бледный пепелища» оценил словами «Какая дрянь!»? Обоснуйте оценки А. С. Пушкина «дурно» и «слабо», относящиеся к следующим по­этическим фразам К. Н. Батюшкова: «мастик благоуханных», «там нет уже цветов», «бледных детство», «в первый раз зрел».

Упражнение 215. После стихов К. Н. Батюшкова

Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус. Любви и очи и ланиты.

А. С. Пушкин делает пометы «Прелесть» и «Звуки итальянские! Что за чудотво­рец этот Батюшков». Чем объясняется такая высокая оценка стихов? Проанализируй­те стыки фонолексем в данных стихах. Сделайте вывод о степени «чистоты» дикции фрагмента стихотворения К. Батюшкова «Разлука».

Упражнение 216. Какую цель преследовал А. С. Пушкин в записках на полях второй части «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова?

Упражнение 217. Приведите примеры нарушения дикции и благозвучности стиха.

Анализ интонационных особенностей

Упражнение 218. Прочитайте 25 законов русской интонации из книги Н. В. Че-ремисиной-Бниколоповой «Законы и правила русской интонации». Сгруппируйте за­коны русской интонации по сферам функционирования. Определите круг основных функций русской интонации. Может ли интонация выражать в тексте то или иное значение? Покажите на примере. Дайте определение гармонического центра предло­жения. Выявите материальные знаки выражения интонации в устной и в письменной речи.

I. Интонация содержательна синтаксически и семантически и оформляет не только устную, но и письменную речь.

II. Интонационные и синтаксические характеристики могут взаимно ком­пенсироваться (А. М. Пешковский).

смысл» (Ковтунова, 1986, с. 12). По мысли И. И. Ковтуновой, именно ритмичес­кая интонация, в отличие от смысловой, «вписана в текст», а степень ее допус­тимого присутствия является искомой величиной» (Там же), т. е. ритмическая интонация имеет свои материальные знаки выражения (к кото­рым И. И. Ковтунова относит, например, такие, как речевой субъект и рече­вой адресат, так как рассматривает данную проблему в рамках поэтического синтаксиса, а не текста в целом) (Там же).

Какие функции И. И. Ковтунова приписывает интонации? Чем отличает­ся смысловая интонация от ритмической? Можно ли разделить интонацию на два вида - синтаксическую и текстовую?

Упражнение 221. Дополните список материальных знаков выражения интона­ции, приведенный ниже. Назовите наиболее эффективные материальные знаки выра­жения интонации.

Графика, дикция, ритм, прямая речь, эпиграф, цитата, аллюзия...

Упражнение 222. Прочитайте вслух стихотворение М. Цветаевой «Белогвардей­цы! Гордиев узел...». Обратите внимание на знаки препинания, определите их функ­цию в построении интонации стихотворения. Почему все высказывания сопровожда­ются восклицательным знаком?

Белогвардейцы! Гордиев узел Доблести русской! Белогвардейцы! Белые грузди Песенки русской!

Белогвардейцы! Белые звезды! С неба не выскрести! Белогвардейцы! Черные гвозди В ребра Антихристу! 27 июля 1918

Упражнение 223. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Цыганская свадь­ба». Сгруппируйте употребляющиеся в тексте знаки препинания, выявите в их соста­ве доминирующий знак препинания, определите его значимость в формировании ин­тонационного рисунка стихотворения. Попытайтесь прочитать это стихотворение без тех знаков препинания, употребление которых не является нормативным. Обратите внимание, как это отражается на изменении интонации стихотворения. Проследите, как интонация стихотворения связана с его смыслом.

Из-под копыт -Грязь летит! Перед лицом -Шаль, как щит.

Без молодых Гуляйте, сваты! Эй, выноси, Конь косматый!

Не дали воли нам Отец и мать, -Целое поле нам -Брачная кровать!

Пьян без вина и без хлеба сыт -Это цыганская свадьба мчит!

Полон стакан.

Пуст стакан.

Гомон гитарный, луна и грязь.

Вправо и влево качнулся стан:

Князем - цыган!

Цыганом - князь!

Эй, господин, берегись, - жжет!

Это цыганская свадьба пьет!

Там, на ворохе Шалей и шуб, -Звон и шорох Стали и губ. Звякнули шпоры, В ответ - мониста.

Скрипнул под чьей-то рукою

Шелк.

Кто-то завыл, как волк,

Кто-то - как бык - храпит.

Это цыганская свадьба спит.

25 июня 1917

Упражнение 224. Прочитайте вслух стихотворение И. Иртеньева «Страшная кар­тина». Определите, как и почему интонация первой строфы принципиально отличает­ся от интонации последующих строф. Выявите материальные знаки выражения ав­торской интонации. Какова роль повторов в усилении эмоциональности интонации?

Какая страшная картина, Какой порыв, какой накал! По улице бежит мужчина, В груди его торчит кинжал.

«Постой, постой, мужчина резвый, Умерь стремительный свой бег!» -Вослед ему кричит нетрезвый В измятой шляпе человек.

«Не для того тебя рожала На божий свет родная мать, Чтоб бегать по Москве с кинжалом И людям отдых отравлять!»

Упражнение 225. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Сфинкс». Почему жанр этого литературно-художественного текста автор определяет как стихо­творение? Как это связано с интонацией и ритмико-мелодическим строем произведе­ния? Попытайтесь изобразить графически (используя восходящие и нисходящие стрел­ки, горизонтальные и вертикальные линии и пр.) интонационный рисунок этого текста по строфам. Найдите и обобщите все используемые в тексте знаки препинания. Как различаются их функции в оформлении интонации? Покажите роль знаков препина­ния в создании эмоциональной тональности текста. Какие средства использует автор для передачи интонационного многоголосия? Есть ли в этом тексте несобственно-прямая речь, как она интонационно и пунктуационно выделяется в тексте?

Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твердый, скрипучий песок... песок без конца, куда ни взглянешь!

И над этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.

Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-рас­ширенные, вздернутые ноздри - и эти глаза, эти длинные, полусонные, полу­внимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?

А что-то хотят сказать они! Они даже говорят - но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.

Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского. Белый, низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая - и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассеченная пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская кос­точка! Давно ли попал ты в сфинксы?

Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже - сфинкс. И глаза твои - эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И так же безмолвны и загадочны их речи. Только где твой Эдип?

Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс! Декабрь 1878

А1Л

Анализ поэтического ритма

Упражнение 226. Прочитайте данные Ю. В. Казариным определения поэтичес­кого ритма. Почему стало возможным существование множественного, неоднознач­ного определения поэтического ритма? Выявите аспекты, которые отображены в дан­ном определении ритма. Определите основную и вторичные функции поэтического ритма. Как соотносятся узкое и широкое понимание термина «поэтический ритм»? Как соотносятся категории поэтического метра и поэтического ритма? Почему дан­ные понятия не совпадают?

Поэтический ритм-это:

1) явление языковое сверхуровневого, суперсегментного характера;

2) явление речевое, связанное с акцентологией вообще и с декламацией в частности;

3) явление стиховое, т. е. стихообразующее в целом, превращающее в стихи любой отрезок/фрагмент речи или текста;

4) явление идиостилевое, связанное прежде всего с индивидуально-ав­торской интонацией (антрополингвистический аспект);

5) категория поэтики стихотворного текста;

6) явление культуры, связанное с национальной поэзией («народные» рит­мы Кольцова и Некрасова, например);

7) явление эстетическое, связанное с художественным методом, направ­лением, школой, манерой.

Поэтический ритм - это индивидуально-авторская реализация в стихот­ворном тексте компонентов и единиц силлаботонической системы русской поэзии (узкое понимание термина).

Поэтический ритм - это возможности тонической организации русской просодической системы в целом (широкое понимание термина). Единица рит­ма в широком смысле - каноническое/эталонное положение ударного слога в метрической стопе. Единица ритма в узком смысле - акцентные отступления от метрического канона/эталона. Такими отступлениями являются пирри­хий и спондей (Казарин, 1999, 117-121).

Упражнение 227. Прочитайте сформулированные Ю. В. Казариным этапы гра­фического метода оценки поэтического ритма А. Белого. Почему и за что В. М. Жир­мунский и Б. Л. Пастернак критиковали графический метод А. Белого? Каковы поло­жительные черты данного метода?

Графический метод оценки поэтического ритма А. Белого состоит из пяти этапов:

1. Составление метрической схемы стихотворения.

2. Фиксация и выделение отступлений от канонического метра.

3. Объединение данных акцентных отступлений в графические фигуры (путем соединения их в метрической схеме отрезками прямой).

4. Определение «скорости» поэтического ритма данного стихотворения.

5. Классификация и оценка индивидуального поэтического ритма по шкале «богатый - бедный» (Казарин, 1999, с. 120).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 925. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия