Студопедия — Слово 38. О несогласии ученика с отцом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слово 38. О несогласии ученика с отцом






 

Брат, не имеющий ни любви, ни веры к отцу своему, слушает слова его, советы и наставления с холодностью, с принуждением и без внимания, а поэтому и кажутся ему они тягостны, противны и невы­носимы. Отец же, видя брата ожесточенным и не благоволящим к советам его и поучениям, тоже скорбит и болеет душою, и так сам в себе помышляет: не ради ли моего злого нрава и недостойности брат не может исправиться и преклониться к любви и согласию? И так думая, недоумевая и истязая себе самого, едва не приходит в отчаяние, страшась, чтобы душа брата не взыскана была на нем, так как брат не отходит и не хочет удалиться, делами и словами сопротивляется; и все советы и поучения, и само обхождение и поступки старца неприятны ему, и на всю жизнь его смущается, упрекает, соблазняется и раздражается, и явно изрыгает свою злобу и негодование. А потому отец должен уже иметь пред ним великое опасение во всех вещах, делах и поступках, чтобы брат не приходил в раздражение и немирие. При таком же принужденном и опасном обращении как возможно пребывать любви и единодушию?

Если же отец не предвидит перемен и исправления брата, если после столь многих стараний и в столь продолжительное время не успел ничего в нем исправить, но тот еще большее показывает нерадение, небрежение и дерзость, то совсем уже будет отцу бесполезно и безрассудно, если не перестанет прилагать своего старания о таком нечувственном, в нем же не предвидится ни малейшей надежды, чтобы оставил свое презорство и высокоумие и возлюбил бы истинное смиренномудрие, кротость, и послушание, согласие и мирное единодушие. Но и Господь между такими несогласными вложил не мир, но меч (Мф.10,34), и повелел от таких разлучаться, и как гнилые уды отсекать.

Если старец от такого непокорного и высокоумного или гордого и строптивого отчуждается, то не подобает и этому противиться, а отлучиться и удалиться от старца так немирным несогласным: может быть и для души его будет полезнее и менее осуждения, чем жить так в противление монашеству. Так живущим неминуемо предстоит погибель и осуждение, либо за свои богопротивные поступки, либо за то, что братию своим нравом и роптанием тревожит и смущает, и тем самым души братий повреждает. Отошедши же и отлучившись, один понесет грех, подобный Иуде предателю, так как он не захотел последовать Христу, и отступил от Него, и продал за тридесять серебряников. Так и он не захотел слушать и покоряться отцу свому, но отступил от него, и продал свое монашество за свою развращенную волю, самомнение и пагубное презорство.

[Если старец от такого непокорного и высокоумного, или высокомерного и строптивого отчуждается, то подобает и всему братству, по словам Златоуста, против такого вместе с от­цом вооружиться, и отвращаться от него, чтобы он чрез это познал свое заблуждение, и почувствовал свое лишение, чтобы возненавидел свой разум и кичение (гордость), и чтобы со смирением об­ратился и положил начало своего исправления. Если же и по та­кому оставлении и отчуждении от него всего братства, он не обратится, и будет пренебрегать отцом и братией, и не восчувствует, не окает самого себя и не смирится от всей души, то, по слову Лествичника, Един Бог только такого гордого и презоривого (высокомерного) может исправить, и, по слову святого Василия Великого: та­кой упорный и непокорный будет в пищу диаволу.

Сам такой высокоумный и презоривый да рассудит, что подобает ему, будучи немирным и несогласным, отлучиться и удалиться от старца, может быть и для души его будет полезнее и менее осуждения, если жить так в противлении монашеству. Так живущим неминуемо предстоит погибель и осуждение, либо за свои богопротивные поступки, либо за то, что братию своим нравом и роптанием тревожит и смущает, и тем самым души братий повреждает. Отошедши же и отлучившись, один понесет грех, подобный Иуде предателю, так как он не захотел последовать Христу, и отступил от Него, и продал за тридесять серебряников. Так и он не захотел слушать и покоряться отцу свому, но отступил от него, и продал свое монашество за свою развращенную волю, самомнение и пагубное презорство.] (вместо вышестоящего абзаца)

Но и сам отец должен неминуемо отпустить от се­бя такого, чтобы не подвергнуть его большему осуждению и гневу Божию за его дерзости и строптивость, с которыми он не стыдится и не страшится уничижать и укорять саму жизнь и поступки старца. А поэтому старец, боясь сам принять за него осуждение, должен сказать ему так: «Прости, брат, если поступ­ки мои и жизнь моя соблазняет тебя, то я не могу быть твоим [от­цом и] наставником, и ты должен удалиться от меня, чтобы не повреждаться больше слабым моим житием».

В обителях прилично держать таких вместо работников; отцу же безмолвствующему связываться с такими, которые ни веры к нему, ни усердия не имеют, будет знамением, когда сам старец обдержится любовластием, потому что смиренномудрым и духовным старцам страшно показуется принимать в сожитие свое и управление и таких, которые со всею истинною и крепкою любовью и верою вседушно предаются конечным и безусловным самоотвержениям. От таких не смеют отрицаться, ибо и безмолвствующим о таких повелено печься, и очень опасно, если вознерадеть о таких.

Если бы старец безмолвием своим, постом и всякого вида подвигами и молением восшел на высоту бесстрастия, но, по слову Златоуста, не спасется, если презрит и оставит немощного брата, Божиим Промыслом к нему притекшего и желающего им спастись. Ибо где у такого старца покорение воле Божией, ведая, что Господу благоприятнее всего, если кто немощного и страстного исправит и спасет своим тщательным старанием?

Если же старец говорит о себе, что немощен есть и не может иных наставлять, — но Бог невозможного не требует, но сколько сможет, столько ради Господа, и пусть печется о брате. Падение же его, случающееся от сообращения с немощным братом, прощается благодатью Божиею, любовь же и попечение о спасении брата приемлются и вознаграждаются от Господа более безмолвия.

Напротив же, предосудительно и крайне опасно лишать себя безмолвного и мирного жития ради строптивых, непокорных, немирных и высокоумных самолюбцев. Такие не от Бога, но по наущению завистника спасения нашего и врага — диавола приходят, чтобы нарушить душевный мир и спокойствие.

Если же брат, хотя и претыкается и часто падает, но умоляет отца и братий, что бы потерпели его, и с верою хочет держаться отца, и хотя насилуя себя, но старается быть в пови­новении, то если такого отец пренебрежет и оставит без старания о его исправлении, то и сам старец будет оставлен Богом. Потому что тогда приличествует исполнить сказанное: «спасая, спасай твою душу» (Быт.19,17), то есть: когда нет уже надежды исправить брата, и когда отнюдь не слушает и не покоряется, не приемлет советов и увещаний ни отца, ни брата, тогда праведно старцу оставить такого и печься о своем спасении. Следовательно, пока в конец не отринет брат желания ко исправлению, то нужно и всему братству вместе с отцом печься о нем Бога ради.

Если же такого страстного и неисправленного, и высокоумного оставить жить самого, как в затворе, чтобы не смущал иных, то от уединения еще больше возгордится и более станет высокоумствовать. Поэтому таким нельзя безмолвствовать, чтобы из человека не сделаться бесом. Полезнее такому проходить жизнь, подобно Исидору, так как стыда и скуки ради может быть слезу приобретет. К тому же еще нужно такого высокоумного ставить между братьями, пусть будет всюду как последний, чтобы чрез это соделался бездерзновенным. Все собственные, принадлежащие ему вещи забрать от него и истребить, и не попускать ему отнюдь ни откуда самому, ради своей потребы не добывать [ничего], даже самого малейшего, чтобы чрез нищету телесную соделался нищим духом. И чрез то самое, пусть навыкнет и познает, что отец его печется истинно о его спасении, а потому и соделается благодатью Божиею признательным и благодарным к старанию о нем старца и стяжет терпение к понесению всяких подвигов и уничижений. И так, если в этих деяниях захочет с покорностью повиноваться и претерпевать, то всячески милостивого к себе узрит Господа и спа­сение примет.

Говорят все святые отцы, что нет монаху иного пути, только если повиноваться и порицать себя всегда, потому что врата Божие — смирение. И отцы наши, много поносимые, вошли радующиеся в храм Божий! — Брат некий три года давал плату, чтобы ему досаждали.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 299. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия