Студопедия — Обязанности российских подданных.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обязанности российских подданных.






Прав нет без обязанностей - эта простая максима права предполагается его известным двусторонним характером, столь тщательно разработанным в теории Л.И. Петражицкого. Соответственно, обязанности российских подданных также составляли особую группу норм русского государственного права, определявших особое отношение русских подданных к государственной власти, отличая их тем самым от иностранцев.

Обязанность общего повиновения. Обязанность общего повиновения подданных царю существовала в России всегда; если в Московскую эпоху эта обязанность юридически оформлялась присягой народа, выраженной также и в избрании царя или династии Земским собором, то в царствование первого императора (Петра I) данная обязанность получила общее закрепление в словах закона; ст. 2 гл. I Духовного регламента 1721 г. гласила: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноватися Сам Бог за совесть повелевает". Впоследствии эта часть нормы вошла в ст. 1 Осн. гос. зак. Т. 1 Св. зак. всех изданий, включая и издание 1906 г., т.е. тогда, когда неограниченная власть Российских монархов уже исчезла; ср. ст. 4 Осн. зак. от 23 апреля 1906 г. и ст. 4 Св. осн. зак. Т. 1 Св. зак. изд. 1906 г.: "Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Отношения повиновения и подчиненности и на этот раз скреплялись верноподданнической присягой, именно о ней говорит ст. 55 Осн. зак. Т. 1 Св. зак. изд. 1906 г. Необходимо заметить, что ссылка на Бога в данном случае служила косвенным указанием на ограниченность власти русского самодержца догматами православия.

Государственные обязанности. Под ними право понимало обязанность подданных участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей (ст. ст. 81 - 109 Уч. суд. уст. 1864 г.). Сюда же относилась обязанность исполнения должности мирового судьи, сословных представителей по выборам и некоторых других.

Финансовые повинности. Статья 71 Св. осн. гос. зак. Т. 1 Св. зак. изд. 1906 г. гласила: "Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона". В отношении этой основной обязанности необходимо заметить, что духовенство (черное) изъято было все время существования Российской империи от уплаты основных видов налогов, некоторые натуральные повинности, однако, налагались и на них. Дворянство до 1762 г. также не платило налогов, обязанное только службой к государству. Позднее закон освободил их от личных видов налогов. В то же время дворяне платили все виды податей за своих крепостных. Крестьянство и городские жители (мещане) обязаны были подушной податью, установленной по первой ревизии (1718 - 1719 гг.) и отмененной в 1863 г. для городских жителей и в 1885 г. - для крестьян.

Таким образом, к 1917 г. в России существовали следующие виды налоговых сборов: 1) имущественные, которыми облагалась недвижимость; 2) промысловый налог - сбор за право осуществления определенного вида деятельности; 3) подоходный налог, ставки которого, надо заметить, были весьма и весьма либеральными; 4) акцизные сборы (или косвенное налогообложение), как и сейчас, дававшие львиную долю поступлений в госбюджет.

Воинская повинность. До 1874 г. Россия имела фактически профессиональную армию, комплектовавшуюся за счет рекрутских наборов. Первоначально солдат служил до гробовой доски. Армия расквартировывалась по полковым командам, стоявшим на постое у жителей - крестьян или горожан; правда, сохранялись еще и так называемые солдатские слободы, заведенные впервые в царствование Алексея Михайловича. Только с конца XVIII в. начинается целенаправленное строительство казарм, и солдаты переводятся в них.

Рекрутчина лежала в основном на податных сословиях: горожан и крестьян (включая и частновладельческих); мы говорим "в основном" не случайно, так как за весь XVIII в. неоднократно бывали случаи расписания по полкам детей духовенства ввиду неграмотности или слабых успехов в учебе последних. Еще Указом 1826 г. повелевалось брать в военную службу из белого духовенства, по тем или иным причинам не получившего места в приходе. Новобранцы из духовенства служили четыре года на правах вольноопределяющихся.

С течением времени срок службы стал сокращаться. При императоре Николае I он был установлен в 25 лет. Наконец, реформой 1874 г. вводится всеобщая воинская повинность для лиц всех состояний: "Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности". Отныне призыву на службу подлежал определенный верховной властью по численности контингент (ст. 9 Устава воинской повинности). От призыва на военную службу освобождались лица по физическим недостаткам (ст. ст. 42 - 44); по семейному положению, когда рекрут был единственным кормильцем семьи или если он вообще являлся единственным сыном в семье (п. "а" ст. 45), таковые лица зачислялись сразу в запас. Далее, освобождались от обязательной службы госслужащие (ст. 24), духовенство всех вероисповеданий (ст. 62), а также представители некоторых профессий. Закон предоставлял отсрочку от призыва "для устройства имущественных и хозяйственных дел" (ст. 52), а также для окончания образования (ст. 53). Призывной возраст устанавливался в 20 лет.

При царях Россия переживала то золотое время, когда численность новобранцев составляла менее половины от общей потребности в них армии. Ввиду чего закон устанавливал порядок призыва по жребию, когда жребием определялся контингент, поступающий на действительную службу, избыток автоматически зачислялся в запас. Действительная служба была срочной. Срок службы определялся следующим образом: шесть лет срочной службы в сухопутных войсках, в запасе - девять лет (ст. 17), во флоте - семь лет срочной службы и три года в запасе. Со временем сроки срочной службы сокращались: в канун Русско-японской войны они составляли пять и шесть лет соответственно, в канун Первой мировой войны - три и четыре года также соответственно. Для лиц, имеющих образование, как и сейчас, устанавливались еще более сокращенные сроки службы. Определенные льготы устанавливались и для категории так называемых вольноопределяющихся (ст. ст. 171 - 185 Устава).

Некоторые слои населения Российской империи подлежали поголовной воинской службе, например казаки; некоторым категориям инородцев предоставлялась льгота, освобождавшая их от службы по призыву и зачислявшая их сразу в запас. Призыв в Российской империи осуществлялся раз в год.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия