Студопедия — Инновационные методы в преподавании истории.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инновационные методы в преподавании истории.






Методике преподавания истории проблема использования современных технологий в обучения истории относиться к недостаточно исследованным проблемам. К числу наиболее используемых в современной практике обучения истории современных технологий можно отнести следующие: блочно-модульного обучения, программированного обучения или полного усвоения знаний, развивающего и проблемного обучения, проектную и игровую.

Технология блочно-модульного обучения. Основана на представления учебной программы курса истории в виде целостно завершенных и тесно связанных между собой проблемных модулей: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальные отношения в обществе, быт, духовная культура и т. д. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных элементов, объединенных в логичную структуру учебной темы технологичной картой. Модуль создает возможность ученику самостоятельно под руководством и при минимальной помощи учителя усвоить тему. Каждый модуль включает в себя: 1) точно определенный целевой план; 2) банк необходимой информации; 3) методические советы по достижению определенных целей, которые включают алгоритм учебных действий; 4) блок контроля, который включает задания по контролю за достижением как промежуточной, да и окончательной цели обучения.

Модульное изучение истории, в полном смысле этого слова, используется редко. Чаще учителя используют модульное обучение в сочетания традиционным для изучения отдельных тем или даже отдельных вопросов урока.

Технология полного усвоения знаний. Основана на программированном обучения и, как правило, осуществляется на основе широкого использования компьютерной техники. Только программированное обучение способно обеспечить полное усвоение знаний на том или ином уровне организации познавательной деятельности школьников. При этом уровень усвоения, как правило, соответствует уровню научности школьника. Сразу отметим, что сейчас делаются только первые шаги по созданию таких учебных программ по истории. Сейчас разработанный несколько учебных программ освоения отдельных тем и проблем школьного курса истории.

Разновидностью технологии полного усвоения знаний условно можно считать использование опорных конспектов по истории, которая была разработана еще в начала 80-х гг. прошедшего столетия известный советским ученым и учителям-новаторам Д.Ф. Шаталавым.

К числу инновационных современная методика преподавания истории относить технологии, основанные на трех основных видах развития познавательной активности учеников: а) маделирование и игровой деятельности; б) коммуникативного диалога, или дискуссионной деятельности; в) изучения первоисточников или исследовательской (проектной) деятельности.

Игровые технологии условно мы можем разделить на три основные виды: 1) игры-реконструкции из наличием ситуаций и ролей (игры-путешествия, экскурсии, драматизации, театролизация представления и г. д.); 2) игры-обсуждения, в которых моделируется ситуация из разными формами обсуждения и анализам прошлого из точки зрения современности (урок-суд, урок-дебаты, "круглый стол" и г. д.); 3) игры- соревнования из выразительно фиксированными правилами (разнообразные конкурсы, викторины, "Что? Где? Когда?", "Брэйн-ринг", "Поле чудес" и г. д.).

Игровые технологии в образовании вызывают у учеников глубокую заинтересованность в итогах учебной деятельности, развивают творческие способности, создают благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, воспитывают коллективизм и взаимоподдержку в группах-командах, снимают напряженность на уроке, связанную с боязнью и получить плохую пометку.

Вместе с тем, используя игровые технологии, необходима помнить о их дидактическом назначении. Подчас, захватившись кажущейся активностью учеников, какая обычно наблюдается на уроке из использованием игровых технологий, учители забывают, что любимая игровая ситуация или урок-игра должны решать конкретные образовательные, воспитывающие и обучающие задачи обучения, содействовать развитию исторического мышления, формированию моральных и гражданских качеств лиц школьника.

Технология проблемного обучения. Использование проблем обучения истории теоретически обосновал И.Я. Лернер, который определил основные методические условия проблемного преподавания и использования частично-поисковых и исследовательских методов обучения истории. Практично его идеи использования технологии проблемного обучения при изучении истории реализовала народная учительница СССР Т.И. Ганчарова. В начала 70-х гг. XX в. она начала широко использовать эту технологию в практике обучения. Суть предложенной ей технологии заключается в предыдущем ознакомлении учеников, путям опережающего чтения, из рекомендованной учителям дополнительной литературой и текстам параграфа, материал которого будет рассматриваться на уроке. Готовясь к уроку, Т.1. Ганчарова определяла и продумывала проблемные вопросы и задания, которые могли быть обсужденные на уроке или стать предметам дискуссии. Такая технология позволяет не только эффективно развивать мышление и другие креативные познавательные способности учеников, но и добиваться сознательного усвоения теоретического и фактологического содержанию истории.

Проектная технология получила широкое распространение в России из середины 90-х гг. прошедшего столетия, что было обговорено многовариантностью школьных программ и учебников. В нашей стране она используется ограничена. В ее основе лежит создание и защита старшеклассниками проектов. По времени выполнения проекты могут быть непродолжительными, разработанными в течение нескольких уроков, средней продолжительности (к месяцу) -и долгосрочными (исполняться в течение четверти или полугодия). Оны также могут быть индивидуальными и групповыми, а по характеру преимущественной деятельности исследовательскими, творческими, примерными, игровыми. Использование проектной технологии способствует выработке в-учеников умения интегрировать знания, получившиеся при изучении разных школьных дисциплин, овладению умениями применять их в своей практичной деятельности.

 

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 702. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия