Студопедия — Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания






Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отношение мыслителей к природному миру, который наделялся «божественной красотой» и «божественной мудростью», поэтому изучение природных явлений стало рассматриваться как весьма достойная и необходимая цель человеческого познания.

У истоков ренессансной натурфилософии (философии природы) стоял «первый философ Возрождения» Николай Кузанский (Николай из Кузы; настоящая фамилия Кребс).

Николай Кузанский (1401 – 1464) кардинал, ученый и философ, автор многочисленных философских и математических трактатов («Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» и др.) был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог. Бог как бесконечность и единство не противостоит конечным и состоящим из частей вещам, а тождественен с ними. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как «актуальную бесконечность» (то есть, бесконечность абсолютную, непостижимую), а мир – как «потенциальную бесконечность», где в процессе познания можно добиться некоторых успехов и достичь некого предела, но за ним всегда откроется новая непознанная реальность.

Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей: «Бог при творении мира расположил все мерой, числом и весом». Математическая гармония мироздания, особенно выраженная в геометрии, арифметике и музыке, является доказательством наличия Божественного разума в мире. При помощи математики Николай Кузанский даже пытался проиллюстрировать некоторые «божественные истины». Например, тринитарный догмат: «Божественная Троица» - это треугольник, имеющий три прямых угла, и являющийся, поэтому, бесконечностью. Аналогичным образом, Бога можно сравнить с бесконечным кругом.

Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина», подобная организму, где камни – это кости, реки – жилы, растения – волосы, а животные – насекомые. Бог – это душа мироздания, обеспечивающая единство мира и его целостность. В духе гуманистических традиций эпохи мыслитель утверждал, что человек – это «второй Бог», имея в виду, прежде всего, человеческий интеллект и способность к созиданию, творчеству. Иисус Христос – это не богочеловек, а «человекобог», «максимум человека». В сближении человека с Богом в концепции Николая Кузанского проявилась одна из наиболее характерных черт ренессансного гуманизма – возвеличивание человека.

При жизни Николая Кузанского его идеи не оказали сколько-нибудь существенного влияния на духовную жизнь Италии, но через несколько десятилетий его гуманистический пантеизм получил дальнейшее развитие. Трансформация Бога из сверхъестественной, надприродной силы в силу, имманентную природе, побуждала ученых к поиску законов мироздания в самой природе, что привело к существенным сдвигам в области естественнонаучной мысли.

Естествознание эпохи Возрождения было непосредственно связано, во-первых,с практическимизапросами эпохи(мореплаванием, военным делом, строительством, торговлей) и, во вторых, с искусством. В этот период центром сосредоточения науки были не только университеты, но и художественные мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов, чья деятельность требовала научного обоснования. Деятель искусства становился и ученым, объединяя в своем творчестве большинство основных областей науки того времени (медицину, математику, анатомию, механику, инженерное дело). Среди таких универсальных мыслителей особенно выделяют Леонардо да Винчи (1452 – 1519), называя его первым естествоиспытателем в истории европейской науки.

С периодом Возрождения совпала эпоха великих географических открытий (экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана), которая обусловила широкое развитие географии, а экспедиция Магеллана, кроме того, доказала, что Земля имеет форму шара.

Революционный переворот в XYI веке произвели космология и астрономия Николая Коперника ( 1473 – 1543), фактически утвердившие гелиоцентрическую систему мира и заложившие основу детерминистически-механистического мировоззрения XYII века. Большой вклад в последующее развитие новоевропейской науки внес итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642), один из основоположников точного естествознания, открывший закон инерции, законы падения тел и др.; с помощью изготовленного им телескопа открыл горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера. В книге «Диалог о двух крупнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой» (1632) он развил учение Н.Коперника о движении Земли, за что в 1633 г. был осужден судом инквизиции. Значительную роль в развитие астрономии сыграли открытия Иоганна Кеплера (1571 – 1630), в частности, открытие им законов движения планет Солнечной системы.

В области анатомии и медицины следует отметить научную деятельность Андрея Везалия (1514 – 1564), который в труде «О строении человеческого тела» впервые дал не умозрительное, а естественное описание анатомии человека.

Таким образом, успехи в естествознании эпохи Возрождения подготовили переход к новой науке и философии XVII в. (экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму).

В то время как в области естествознания делались первые шаги, в рамках натурфилософии предпринимались попытки целостного рассмотрения и истолкования природы. Среди крупнейших представителей ренессансной натурфилософии можно назвать немецкого врача, естествоиспытателя и философа Парацельса (1493 – 1541), положившего начало сближению медицины с химией, итальянского философа Бернардино Телезио (1509 – 1588), поставившего задачу опытного исследования природы в организованной им в Неаполе академии, а также крупнейшего представителя ренессансной натурфилософии Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548 – 1600) – итальянский философ и поэт. Будучи монахом доминиканского ордена, он покинул монастырь и уехал на север Европы, где в течение ряда лет читал лекции в Кембридже и Оксфорде, пропагандируя гелиоцентризм Николая Коперника, свои натурфилософские воззрения, а также разработанное им самим учение о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). По возвращению в Италию (1592) Дж. Бруно был обвинен в свободомыслии, пропаганде «коперниканской ереси», «пантеистической ереси» и других, противоречащих догматам римско-католический церкви «еретических» идей. В 1600 г. как «нераскаявшийся еретик» он был сожжен на площади Цветов в Риме.

Вслед за Николаем Кузанским, Джордано Бруно встал на позиции пантеизма. Он утверждал, что Бог «находится во всем и повсюду», следовательно, «природа – это Бог в вещах». Отождествляя понятия «природа» и «материя», Бруно, вопреки господствующей в схоластической философии аристотелевской традиции видеть источник активности только в «форме», а материю трактовать как нечто абсолютно пассивное и инертное, наделил материю активностью. Именно материя, «божественное бытие в вещах», является тем началом, которое «все производит из собственного лона».

Подобно другим ренессансным мыслителям, Бруно придерживался идеи тождества человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса): «Все вещи находятся во Вселенной и Вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас». Человек как микрокосмос неограничен в своих познавательных способностях, высшей целью которых Бруно считал достижение максимального единства всех знаний. Совершеннейшим математиком стал бы тот, «кто сумел бы свести к одному-единственному положению все положения, рассеянные в началах Евклида; превосходнейшим логиком – тот, кто все мысли свел бы к одной». Отвергая официальную церковную доктрину бессмертия индивидуальной души, Бруно верил в принципиальное бессмертие человека как частицы мироздания, полагая, что жизнь во Вселенной вовсе не ограничивается ее земными формами, а продолжается в иных разновидностях в бесчисленных звездных мирах.

Мировоззрение Джордано Бруно явилось наиболее последовательным вариантом ренессансной натурфилософии в преддверие появления нового научного и философского мировоззрения XVII века.

Вопросы для самоконтроля

1) В чем специфика средневековой философии?

2) Что обозначают слова «патристика» и «схоластика»?

3) Каковы характерные черты философии Возрождения?

4) По каким направлениям развивалась философская мысль Ренессанса?

5) Назовите основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 599. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия