Студопедия — Тема 3.2. Философия и экологические императивы современной цивилизации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 3.2. Философия и экологические императивы современной цивилизации






Вопросы

65. Экология в системе культуры. Экологизация науки. Естественнонаучное знание в обществе экологического риска

66. Экологическая этика как моральный императив постнекласической науки. Основные парадигмы и принципы экоэтики. Экологический императив, экологическая ответственность и принцип предосторожности.

67. Глобальная биоэтика как моральный императив постнекласической науки. «Открытые» проблемы и основные принципы биоэтики.

 

Вопрос 65. Экология в системе культуры. Экологизация науки.

Естественнонаучное знание в обществе экологического риска

Глобальная выраженность экологической проблематики существенно повлияла на характер научного знания и всей культуры. Оказалось, что данная проблема не может решаться только одной экологией. Она становится предметом исследования многих естественных и гуманитарных наук. Подобную тенденцию развития науки предвидел ещё В.И.Вернадский. Он отмечал, что рост научного знания в ХХ в. приводит к стиранию граней между отдельными науками, а ученые будут специализироваться не по наукам, а по проблемам. Результатами такой специализации станет получение и обоснование более глубокого знания об изучаемой действительности. Ориентация современного научного знания на решение экологических проблем и обеспечение коэволюции общества и природы сопровождается его экологизацией, использованием в нем экологической парадигмы. Именно проблема коэволюции общества и природы становится центром интеграции экологии с другими областями знания и современных междисциплинарных исследований. (Подробно о концепции коэволюции см. в разделе 1, вопрос 13)

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, исследователи говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках коэволюции актуальной становится проблема экологизации научного знания, использования в нем экологической парадигмы. Экологизация – процесс проникновения в систему регуляции научного знания эколого-этических императивов, предполагающих:

– детерминацию отношения людей к природным объектам не только материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, но и нравственными нормами и принципами;

– экологизацию «традиционных» моральных норм и принципов (долг и совесть по отношению к природе как экологический долг и экологическая совесть);

– появление новых моральных ценностей, минимизирующих устаревшие (полезности и целесообразности);

– образование единой нравственно-экологической ответственности как в производственно-профессиональном, так и бытовом природопользовании;

– постепенную длительную перестройку морального сознания на основе нравственно-экологического образования, воспитания и просвещения.

Свидетельством экологизации современной науки стало образование таких научных дисциплин, как физическая экология, экологическая химия, экологическая география, социальная экология, экологическое право и др. области знания. Экологизация начинает входить в число лидеров современного естествознания, а ее идеи и принципы – включаться в содержание и исследовательские установки других областей знания. Положения современной экологии становятся важнейшим элементом культуры. При этом глобальная выраженность экологической проблемы требует не только коренного изменения стратегии социально-экономического развития общества, но и ставит вопросы перестройки сознания и культуры людей, их нравственности. Без учета социокультурных и нравственных императивов экологическая проблема не может быть успешно решена. Вот почему вопросы формирования экологического сознания и экологической культуры – у отдельной личности и всего общества – имеют сегодня первостепенное значение. Особое место в этом процессе и культурном пространстве постнеклассической науки занимает экофилософия и ее основные направления: биоцентризм и экоцентризм, экофутурология, глубинная экология, экофеминизм и др. (Подробно об основных направлениях экофилософии см. в разделе 1, вопрос 12). Принципиальную значимость приобретает также формирование у людей этического и эстетического отношения к природе. Решение таких вопросов приводит к формированию экологической этики и экологической эстетики.

Включение идей и представлений экологии в естественнонаучные и многие гуманитарные области знания будет способствовать и гуманизации научно-технического прогресса, осуществлению экологических экспертиз функционирующих и вновь строящихся производственных объектов. Это тем более необходимо и актуально, что современное естественнонаучное знание развивается сегодня в условиях т.н. экологического риска.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 701. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия