Дневник удобно проходить с помощью опытного в духовной жизни руководителя.
Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и проявляется особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служением сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти – этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.
В дневнике восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три группы:
2) обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить»: от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи.
С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая подвести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано заполучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, развитая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.
Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (страстей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при честном рассмотрении все восемь!
Любой из грехов может быть прощён христианину в Таинстве Исповеди при выполнении следующего:
1) грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волнуясь о последствиях);
2) человеку необходимо раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у большинства из нас обычно не получается из-за отсутствия страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии;
3) кающемуся не нужно отныне повторять этот грех, в его сердце должен произойти разрыв со грехом и должны родиться ненависть и брезгливость к нему. При одном воспоминании о грехе должна закипать вражда против него.
В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй колонке отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю. Если грех повторяется многократно, то необходимо найти адекватные меры для его устранения – в этом поможет священник.
Всё, что будет намечено для исправления (периодичность исповеди, молитвенное правило, режим поста и прочее), можно отметить на последних страницах дневника, специально оставленных пустыми.
Надеемся, что большой перечень грехов, приведённый по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наоборот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.
В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.II, 28 - 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смертный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлучают нас со Христом, следовательно, приступать к Таинству Причастия в таком состоянии пока невозможно – обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести покаяние.
Да умудрит вас Бог.
|
|
| Наименование страсти, греха
|
|
|
| ЧРЕВОУГОДИЕ
|
| –
| –
| напивались до беспамятства;
|
| –
| –
| употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой);
|
| –
| –
| подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья);
|
| –
| –
| обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.;
|
| –
| –
| применяли для оздоровления заговоры;
|
| –
| –
| обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.;
|
| –
| –
| кодировались от ожирения, курения, пьянства и пр.;
|
| –
| –
| служили своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратим на заботы о теле (культ тела);
|
| –
| –
| чрезмерно объедались при употреблении пищи (обжорство);
|
| –
| –
| употребляли пищи ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается);
|
| –
| –
| не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном;
|
| –
| –
| регулярно употребляли пива (как безвредный напиток, хотя пиво более опасно с точки зрения привыкания, чем вино);
|
| –
| –
| за ужином непременно желали выпить спиртное;
|
| –
| –
| не соблюдали посты (каждая среда и пятница и 4 многодневных поста в году);
|
| –
| –
| не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты;
|
| –
| –
| привязывались к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр. – не как к необходимости, а как удовольствию);
|
| –
| –
| переедали и упивались вином даже в церковные праздники;
|
| –
| –
| нарушение режима питания по требованию желудка; частое в течение дня, употребление пищи;
|
| –
| –
| привязанность к острым пикантным приправам и закускам - пища без них кажется невкусной (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.);
|
| –
| –
| желали обязательного разнообразия в пище – роптали, что надоело одно и то же, хочется чего-нибудь вкусненького;
|
| –
| –
| привязывались к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.);
|
| –
| –
| привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть);
|
| –
| –
| были изнеженны, долго спали, длительно лежали в постели после пробуждения;
|
| –
| –
| употребление спиртного до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов;
|
| –
| –
| переедали (до тяжести в желудке), после чего наступает вялость, сонливость, лень, уныние;
|
| –
| –
| считаем употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимаем пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно;
|
| –
| –
| желали друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни;
|
| –
| –
| угождали плоти: хотели, чтобы было мягко, удобно, приятно, в удовольствие, с комфортом;
|
| –
| –
| после приема пищи обязательно нужно вздремнуть, полежать, расслабиться.
|
|
|
| БЛУД
|
| –
| –
| имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние);
|
| –
| –
| допускали зачатие детей до заключения брака;
|
| –
| –
| изменяли - супружеская измена (прелюбодеяние);
|
| –
| –
| разрушали венчанный брак;
|
| –
| –
| зачатие детей от внесемейной плотской связи;
|
| –
| –
| вступление в четвертый брак;
|
| –
| –
| вступление в плотскую связь с бывшим супругом (супругой) после расторжения брака (любодеяние);
|
| –
| –
| однополый «брак»;
|
| –
| –
| занимались рукоблудием;
|
| –
| –
| согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно);
|
| –
| –
| соединялись в семью близких родственников (кровосмешение);
|
| –
| –
| блудной связью разрушали чужую семью, дети оказались сиротами;
|
| –
| –
| разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь;
|
| –
| –
| блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до самоубийства;
|
| –
| –
| развращали, втягивали в блуд младшего по возрасту, девственника (девственницу);
|
| –
| –
| занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
|
| –
| –
| целование, обнимание, нецеломудренное поведение до заключения брака;
|
| –
| –
| читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, в том числе разрешали детям это же;
|
| –
| –
| считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения;
|
| –
| –
| допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, разглядывали тело «через одежду»;
|
| –
| –
| засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу;
|
| –
| –
| носили одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин);
|
| –
| –
| допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола;
|
| –
| –
| допускали блудные воспоминания и мечтания, охотное удержание их в мыслях и происходящее от этого похотливое разжжение в теле;
|
| –
| –
| танцевали с бесстыдными телодвижениями;
|
| –
| –
| применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения внимания;
|
| –
| –
| проявляли плотское влечения супругов при детях;
|
| –
| –
| не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни;
|
| –
| –
| неумеренность в плотских отношениях в законном браке;
|
| –
| –
| изменяли второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола;
|
| –
| –
| постоянным отказом в супружеской близости доводили вторую половину до измены;
|
| –
| –
| обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений;
|
| –
| –
| учили детей «безопасному сексу»;
|
| –
| –
| одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными;
|
| –
| –
| надсмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью;
|
| –
| –
| сквернословили (матерщина);
|
| –
| –
| мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду;
|
| –
| –
| старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду;
|
| –
| –
| имели похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося;
|
| –
| –
| часто смеялись по всякому пустяку;
|
| –
| –
| наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви.
|
|
|
| СРЕБРОЛЮБИЕ
|
| –
| –
| святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность);
|
| –
| –
| похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни;
|
| –
| –
| обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных;
|
| –
| –
| совершали разбой с целью наживы;
|
| –
| –
| мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны);
|
| –
| –
| хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простецов и неопытных;
|
| –
| –
| играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги;
|
| –
| –
| организовывали залы и клубы для игр на деньги;
|
| –
| –
| в бизнесе обманывали и подставляли других, наживая себе прибыль нечестно;
|
| –
| –
| зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи;
|
| –
| –
| подвергание риску своего здоровья и даже жизни ради денег;
|
| –
| –
| различные игры на деньги;
|
| –
| –
| давали в долг под проценты;
|
| –
| –
| неуплата положенных налогов, сокрытие доходов от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия);
|
| –
| –
| возложение всех надежд на деньги, на запасы, на хозяйство;
|
| –
| –
| жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся (жалеем своего, не хотим поделиться, хотя и имеем возможность);
|
| –
| –
| Болезненная привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильная зависимость от них;
|
| –
| –
| желание обогатиться и размышление о средствах к обогащению, мечтание быть богатым (забота о необходимом достатке грехом не является);
|
| –
| –
| ненасытное желание иметь как можно больше, желание приобретать даже сверх необходимого, про запас;
|
| –
| –
| скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным;
|
| –
| –
| искание выгоды во всём (корыстолюбие);
|
| –
| –
| скрывание доходов от семьи, накапливание тайком от ближних;
|
| –
| –
| жалеем своё имущество, когда им необходимо послужить для ближних или Отечества (не хотим принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении, за помощь берём деньги; не хотим подвезти попутчиков – только за плату и т.д.);
|
| –
| –
| если просят имеющееся у нас, то, из жалости к вещи, обманываем, будто нет её у нас или уже отдали кому-то;
|
| –
| –
| требуем возврата долга с оскорблениями и угрозами (спрашивать о возврате долга разрешается);
|
| –
| –
| воровство (кража чужого имущества, государственного или частного, присваивали то, что «плохо лежит»);
|
| –
| –
| Умышленно не оплачивали проезд в транспорте;
|
| –
| –
| взятие без спроса не принадлежащего нам;
|
| –
| –
| бездельничанье на работе, недобросовестное исполнение служебных обязанностей (при этом оклад получаем целиком);
|
| –
| –
| ложный больничный лист;
|
| –
| –
| работаем не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило;
|
| –
| –
| обвешивание, обсчитывание, завышение цен в торговле;
|
| –
| –
| продавали плохое за хорошее;
|
| –
| –
| Пользование электроэнергией без оплаты, занижение показаний счётчика;
|
| –
| –
| покупка краденного подешевле;
|
| –
| –
| подделка документов ради выгоды и наживы;
|
| –
| –
| незаконное приобретение дипломов, удостоверений, сертификатов и пр., чтобы получить должность с большей оплатой;
|
| –
| –
| предложение взятки и получение взятки;
|
| –
| –
| не возвращали то, что брали во временное пользование;
|
| –
| –
| требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой;
|
| –
| –
| судились с родными, с соседями, требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального;
|
| –
| –
| приносили краденное или незаработанное в качестве пожертвования в храм;
|
| –
| –
| утаивали и присваивали найденные вещи и деньги;
|
| –
| –
| получали незаработанные деньги;
|
| –
| –
| намекали или принуждали людей делать нам подарки;
|
| –
| –
| не возмещали нанесённого ущерба;
|
| –
| –
| выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды ради наживы или пропоя;
|
| –
| –
| нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше);
|
| –
| –
| присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий;
|
| –
| –
| одобряли какую-нибудь разновидность воровства, научали и подстрекали к этому других;
|
| –
| –
| приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства);
|
| –
| –
| если и даём кому-нибудь чем-то попользоваться, при этом боимся, как бы не сломали;
|
| –
| –
| соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном;
|
| –
| –
| небрежно относились к чужой или казённой вещи;
|
| –
| –
| скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность;
|
| –
| –
| приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе;
|
| –
| –
| не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели достаток в средствах;
|
| –
| –
| полученные деньги обязательно пересчитываем, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться: не дали ли лишнего);
|
| –
| –
| задерживаем возврат долга, хотя можем его отдать;
|
|
|
| ГНЕВ
|
| –
| –
| убийство человека умышленное;
|
| –
| –
| убийство человека неумышленное;
|
| –
| –
| ненависть (ярость, вражда) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);
|
| –
| –
| избиение, увечье и прочее жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
|
| –
| –
| аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивший убийство;
|
| –
| –
| выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья);
|
| –
| –
| применение абортивных противозачаточных средств (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающих убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);
|
| –
| –
| советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
|
| –
| –
| «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам;
|
| –
| –
| своим поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастником смертного греха;
|
| –
| –
| не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6,15);
|
| –
| –
| Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали жалобы, устраивали разборки, злословили;
|
| –
| –
| предательство, повлекшее гибель людей;
|
| –
| –
| принуждали кодироваться;
|
| –
| –
| жестокая месть с тяжкими последствиями;
|
| –
| –
| угрожали человеку убийством;
|
| –
| –
| проклятие своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это проклятие);
|
| –
| –
| проклятие своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
|
| –
| –
| желание беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;
|
| –
| –
| не помогли умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защитили обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);
|
| –
| –
| оставление детей, отдание их в интернаты, детские дома;
|
| –
| –
| оставление детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;
|
| –
| –
| оставление старых немощных родителей, отдание их в дома престарелых;
|
| –
| –
| подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку, научали отомстить, развращали анекдотами, дурными примерами, скверными книгами, видеокассетами, дисками);
|
| –
| –
| втягивали в осуждение;
|
| –
| –
| постоянными придирками довели человека до отчаяния;
|
| –
| –
| обидным словом, упрёком, придирками, грубостью досаждали родителям;
|
| –
| –
| не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды;
|
| –
| –
| непристойный крик, спор, бранные жесткие и колкие слова, запугивание, оскорбление;
|
| –
| –
| ударение, толкание, побои без увечья;
|
| –
| –
| злопамятство (воспоминание старых обид);
|
| –
| –
| мелкая месть и рассуждение в мыслях об отмщении;
|
| –
| –
| клевета (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательная ложь о человеке;
|
| –
| –
| распространение злых слухов о человеке;
|
| –
| –
| разглашали тайны человека его врагам;
|
| –
| –
| разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека;
|
| –
| –
| верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их;
|
| –
| –
| передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем самым вызывали обиды и ссоры;
|
| –
| –
| сеяли раздоры и вражду между людьми;
|
| –
| –
| осуждение другого человека в мыслях и словами – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей – право Бога);
|
| –
| –
| произнесение в виде шуток опасных пожеланий;
|
| –
| –
| злорадование: радуемся неудачам других, особенно неудачам наших недругов; радость эта не обязательно открытая, она может быть в виде мыслей или сердечного чувства;
|
| –
| –
| попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не захотели отвечать за последствия;
|
| –
| –
| Расторжение брака (развод) без уважительных причин;
|
| –
| –
| воспитание детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений;
|
| –
| –
| применение наказаний, превышающих проступок;
|
| –
| –
| безразличие родителей к духовному состоянию детей (ненаучение их вере, заповедям, молитве, посту; дозволение не посещать Храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);
|
| –
| –
| безразличие родителей к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу);
|
| –
| –
| ненаучение детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, способности терпеть и прощать;
|
| –
| –
| не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей;
|
| –
| –
| своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);
|
| –
| –
| долго не крестим своих детей, после крещения не заботимся об их духовном возрастании, о регулярном причастии;
|
| –
| –
| не учили детей покаянию, не готовили их к исповеди;
|
| –
| –
| не оплакивали грехи ребенка как свои собственные;
|
| –
| –
| не прививали ребёнку благоговейного отношения к Храму, особенно к Таинствам Церковным;
|
| –
| –
| по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева);
|
| –
| –
| ревность (подозрение в измене), желание «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность;
|
| –
| –
| рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей;
|
| –
| –
| наносили вред чужому имуществу умышленно: от зла или зависти;
|
| –
| –
| поджег чужого (или в порыве ярости своего) имущества;
|
| –
| –
| отравление соседских животных;
|
| –
| –
| препятствие в выгоде других людей;
|
| –
| –
| не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть;
|
| –
| –
| не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом;
|
| –
| –
| не утешали человека, находящегося в несчастии;
|
| –
| –
| жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения);
|
| –
| –
| не умеем отделять грех от человека (осуждаем не поступок, а человека);
|
| –
| –
| «резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости;
|
| –
| –
| грубим ближним, ходим со злым лицом, не глядим на ближних, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверями;
|
| –
| –
| в транспорте толкаемся, ругаемся, не уступаем место, не терпим неудобств и неприятностей;
|
| –
| –
| не можем просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не лиши их Царства Небесного, не наказывай их за меня»;
|
| –
| –
| неверующим людям навязываем веру, укоряем и упрекаем за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере;
|
| –
| –
| не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь);
|
| –
| –
| родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.;
|
| –
| –
| будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести;
|
| –
| –
| потворствовали порокам подчиненных: пьянке, блуду, прогулам, воровству и прочее;
|
| –
| –
| скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах;
|
| –
| –
| подвергали человека опасностям, изнуряли трудами;
|
| –
| –
| не верили в болезни ближнего, надсмехались над ним;
|
| –
| –
| умышленным молчанием вызывали гнев ближнего;
|
| –
| –
| строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения;
|
| –
| –
| осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, Таинства, богослужения);
|
| –
| –
| отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника;
|
| –
| –
| повреждали своё здоровье умышленно, назло другим делали себе плохо;
|
| –
| –
| считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его;
|
| –
| –
| не просим прощения у обиженных нами, не спешим к примирению;
|
| –
| –
| не уступаем с любовью место, раздражаемся на других прихожан, с раздражением одёргиваем, грубо назидаем новичков, осуждаем;
|
| –
| –
| осуждаем сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делаем им замечание;
|
| –
| –
| не хотим навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не хочется портить себе настроение, оправдываемся нехваткой времени;
|
| –
| –
| просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном;
|
| –
| –
| делали замечание человеку с раздражением и осуждением;
|
| –
| –
| гневные мысли и чувства (в сердце, как будто бы, закипает кровь и начинается некоторое жжение);
|
| –
| –
| вспыльчивость, раздражительность, говорение на «повышенных тонах».
|
|
|
| ПЕЧАЛЬ
|
| –
| –
| отчаяние в трудных ситуациях;
|
| –
| –
| рассуждение о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
|
| –
| –
| нежелание жить, если с ближним случится беда или смерть;
|
| –
| –
| мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
|
| –
| –
| отречение от спасительного креста – бегство от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божьей воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной;
|
| –
| –
| жалуемся на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» - не можем принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божьей;
|
| –
| –
| не хотим терпеливо переносить скорби, забываем, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие н
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил...
|
Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...
|
Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...
|
|
Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...
Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...
Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...
|
|
РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...
Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ
Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...
|
|