Студопедия — Глава 7.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 7.






Ом

 

Ом – священный слог, первый звук, произнесенный создателем, звук, ставший родоначальником любого другого звука – музыкального или речевого.

В Упанишадах сей священный слог встречается как таинственный звук, являющий собой основу любой священной мантры. Звук этот – как первый в начале создания, так и последний при исчезновении всего сущего. Прошлое, настоящее и будущее заключены в этом одном звуке, и даже то, что переходит за эту конфигурацию времени, заключено в нем.

 

Поистине, когда изучают риги, произносят звук ОМ. Этот звук есть этот слог – бессмертный и бесстрашный. Находя в нем убежище, боги становятся бессмертными и бесстрашными.

Чхандогья Упанишада

 

В соответствии с текстом Тантрейя Упанишады появление языка приписывается усилиям Праджапати, из чьей медитации на трех словах возникли три Веды, а также три слога бхур, бхува и суа, представляющие землю, атмосферу и небо. Далее, в результате медитации на этих трех понятиях, возник божественный слог ОМ, ставший источником речи и представляющий единство Вселенной.

Барабан Шивы создал этот звук, и он разложился на ноты октавы – Са, Ри, Га, Ма, Пад, Ха, Ни, восприимчивые ухом человека. Шива в своей разрушительной и созидательной деятельности всегда использует ОМ, кроме прочего, и являет собой звуковую форму Атмана.

 

...сновидение дает нам гибкость, необходимую для того, чтобы войти в другие миры, разрушая нашу убежденность в знании этого мира. Он назвал сновидение путешествием в невообразимые измерения, когда после того, когда мы постигаем все доступное человеческому восприятию, наша точка сборки выскальзывает за пределы человеческого и достигает непостижимого.

Карлос Кастанеда

 

Как утверждают Упанишады, все – сущее и не сущее, все может быть осознанно произношением ОМ. Психотерапевтический эффект ОМ поистине безграничен, а произнесение его избавляет от ошибок в выполнении жертвенных обрядов. Медитация на ОМ помогает удовлетворить многие потребности и в конечном итоге ведет к освобождению.

ОМ в тибетской традиции.

 

ОМ на санскaрите.

 

И звенело болью мгновенной,

тонким воздухом и огнем,

Сотрясая тело Вселенной,

Заповедное слово «ОМ».

И.Гумилев

 

ОМ состоит из А, У, которые, сливаясь, дают звук О и М. Чтобы правильно произнести эту мантру, надо просто широко открыть рот и затем медленно закрыть, гамма звуков, возникшая при этом, и даст А, О, У, М. ОМ также имеет значение тримурти (триады) Брахмы, Вишну и Шивы. А – символизирует творение (Брахма), У – поддержание (Вишну) и М – разрушение (Шива).

 

Тишиной себя баюкаю заветной,

Помню всё, всё забываю я

В этом сне без сна, в печали беспредметной,

В этом бытии небытия.

В.Маяковский

 

Таким образом, А символизирует субъективное сознание, основанное на восприятии мира, то есть наше обычное сознание; У – сознание нашего внутреннего мира, то есть мира наших мыслей, чувств, желаний (духовное сознание), и, наконец, М – сознание недифференцированного единства, не разделенного более на субъект и объект и полностью пребывающего в самом себе.

 

Для дикаря или ребенка сны – эпизоды яви, у поэтов и мистиков вся явь может быть сном.

Хорхе Луис Борхес

 

Теперь обратимся к философии слога ОМ. В соответствии с древней традицией звук А олицетворяет так называемую материальную Вселенную, мир грубых чувств, которые наблюдаются в состоянии бодрствования (Джаграт). Все ощущения мира снов, астрального мира обозначаются звуком У (Свапна). Звук М представляет собой состояние глубокого сна, медитации без семени (шуньяты), и все те же феномены, которые находятся за пределами понимания интеллекта (Сушупти). ОМ в целом представляет всеобъемлющее космическое сознание (Турийя) четвертого уровня, за пределами слов и понятий – сознание четвертого измерения.

Основная вибрация. Ом, который выделяют все элементные звуковые формы молитв. Раджастхан. XIX в. Рисунок чернилами на бумаге.

 

Философия Запада (за исключением З.Фрейда, С.Грофа и некоторых других исследователей) принимает за основу ощущения человека в состоянии бодрствования и совсем мало придает внимания ощущениям во время сна. Учение Веданты и Тантры утверждает, что для достижения истины необходимо подвергнуть анализу все три состояния бытия человека. В состоянии сновидений, когда окружающая нас реальность не воспринимается, остается и воспринимается человеком только его ЭГО. Разум и сознание исчезают в состоянии глубокого сна, и все же истинное «Я» остается без изменений во всех трех состояниях, и эта «самость» является основной реальностью, которая ощущается в этих состояниях. Этот неизменный и непреложный принцип, эта внутренняя реальность представляет собой истинное «Я» или Атман. Это и есть ОМ.

 

ОМ похож на то, когда мы раскрываем свои руки, чтобы объять все живущее. Он подобен цветку, раскрывающему свои лепестки свету солнца... универсальность, испытанная в ОМ, изначальном звуке вневременной реальности, должна снизойти и быть постигнутой в глубине человеческого сердца, чтобы трансформироваться в вибрирующую жизнь.

Лама Говинда

 

Почти все молитвы и высказывания из священных писаний начинаются с произнесения ОМ. Эквивалентом его является ОМКАР, почитаемый таким же образом и представляющий собой воплощение божества.

Янтра ОМ. Раджастан, XVIII в.

 

В «Мундака Упанишаде» есть интересное изречение: «Взяв, как лук, великое оружие Священного Учения, вложи в него стрелу, заостренную непрестанной медитацией, натяни тетиву разумом, преисполненным Тем (Брахманом). Проникнись, о благородный, Вечным, как целью. ОМ – этот лук, стрела – Атман, Брахманом зовут эту цель. Проникнись Им со вниманием, и ты соединишься с ним, как стрела с целью».

Подвести итог можно словами Ламы Л.Говинды: «Подобно зеркалу, которое отражает всевозможные формы и цвета, ОМ отражает оттенки любых характеров и воплощается в любых формах высших идеалов, не ограничивая себя исключительно каким‑либо одним из них. Если бы этот священный слог был отождествлен с каким‑нибудь конкретным знанием, если бы он полностью принадлежал некоему частному идеалу, не сохранив иррационального, неосязаемого качества своей сути, он никогда не был бы способен символизировать то надсознательное состояние разума, в котором все индивидуальные устремления обретают свой синтез и свое воплощение».

 

АУМ есть радость, запечатленная в звуке.

Радость – начало миров и конец.

Ибо она не имеет конца и начала.

В.Сидоров

 

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия