В самой глубине наказание — это месть.Тайна, которую нужно понять: процесс роста таков, что вначале вы должны достичь "эго". Ребёнок развивается только тогда, когда он сопротивляется своим родителям, когда он борется со своими родителями, когда он отдаляется от них, когда он против них, — тогда он получает своё собственное "эго". Если же он вцепляется в своих родителей, следует за ними, то он никогда не станет самостоятельной индивидуальностью. Он должен стать заблудшим... Он должен стать независимым, и в этом становлении независимым — боль. Это — борьба, но вы можете бороться, только если вы есть. И это — круг: если вы чувствуете, что вы есть, вы можете бороться больше, и вас становится больше... Ребёнок достигает зрелости, когда он становится полностью независимым, но из-за независимости он становится заблудшим... Имеете ли вы ваше собственное сознание? Или вы просто живёте как часть общества, в котором вы родились? ... Мудрец познал все пути этого мира, он прошёл и испытал всё, что можно испытать, он доходил до самых крайностей, он грешил, он копал глубоко, он предавался удовольствиям — он испытал всё, что этот мир может дать, и теперь он отошел от этого. Его невинность очень и очень богата, потому что здесь присутствует опыт.... Мудрец умирает совершенным — больше нет рождения, потому что нет нужды возвращаться в мир опыта. Вы же умираете незавершёнными, и из-за этой незавершённости вы должны будете родиться заново. Когда занятия нет, вы чувствуете себя неудобно, в вас растёт глубокое беспокойство: что делать? Если делать нечего, то вы будете читать снова и снова одну и ту же газету, которую вы уже прочли целиком. Если нет никакого занятия, вы будете делать что-нибудь, что вообще не нужно, но вы не можете оставаться в покое. Вы сами никогда не чувствуете себя счастливыми с самими собой. Как же тогда кто-то может чувствовать себя счастливым с вами? Если вы — такая надоедливая личность, что надоели сами себе, то как может быть возможно, чтобы другие вас терпели? Они терпят вас лишь потому, что вы даёте им занятие. Муж — занятие для жены, жена — занятие для мужа. ... Есть два пути быть хорошим: просто быть хорошим, но это трудно; или ещё есть путь другой, относительный: нужно доказать, что другой — плохой. Вам не нужно быть хорошим, только докажите, что другой — плохой. Это даст вам ощущение, что вы — хороший. Так мы всё доказываем, что другой — вор, другой — убийца, другой — злодей. А когда вы доказали, что другой плох, тогда вы внезапно чувствуете, что вы — хороши. Это относительный феномен: не нужно менять себя, лишь докажите, что другой плох. А это очень легко — ничто не легко так, как это. Вы можете преувеличивать плохое в других: вы можете преувеличивать, и никто не сможет удержать вас от этого. А перед лицом такого преувеличенного зла вы выглядите просто невинным. Вот почему, если о ком-то говорят, что он плохой человек, вы никогда с этим не спорите, вы просто принимаете это. Скорее наоборот, вы говорите: "Я всегда знал, что это так". Но если кто-то скажет о ком-либо хорошее, вы спорите и требуете доказательств. Вы наблюдали факт, что миллионы людей говорили: "Мы поверим в Бога, но сначала дайте нам доказательства!" Но никто ещё... не требовал доказательства существования дьявола, никто! Каждый хочет изменить другого, так как каждый думает, что другой плох. Каждый хочет изменить мир, и в этом — различие между политическим и религиозным умом.... Религиозный человек меняет себя.... Вы можете менять только себя, и в это мгновение, когда вы меняетесь, начинает меняться мир, так как вы — его составная часть. Бедняк... — не боится. Вы ничего не можете у него забрать, потому что у него ничего нет, и с этим ничем он в покое... У него нет врагов, потому что он вообще не соперник: ему не в чём соперничать. Такие, как вы есть, вы настолько бесполезны, вся ваша жизнь настолько тщетна, настолько полна разочарований, что вам хотелось бы умереть.... Поэтому, где бы вы ни утрачивали себя, там вы чувствуете себя блаженно. Если вы можете утратить себя в политическом движении, если вы можете стать нацистом и потерять себя в толпе, вам хорошо, так как это — смерть: вас больше нет, существует только толпа. Ищите ли вы Истину? Человек редко ищет Истину! Вы можете искать счастье, а не Истину. Но счастье случается тогда, когда достигнута Истина, так как счастье — побочный продукт. Вы не можете достигнуть его непосредственно, оно приходит через Истину, другого пути нет. Только жизнь может дать вам Мудрость, лишь прожив жизнь, совершая ошибки, заблуждаясь и возвращаясь, испытав многие пути, вы становитесь мудрым. Когда вы примете Целое — вы сами станете Целым: все разделения исчезнут, глубокое молчание поднимется в вас... ... Жить с Иисусом значит жить в постоянном дискомфорте. Он не позволяет вам удобства грёз, Он не оставляет вам времени, будущего, Он говорит, что завтра нет. ... Если кто-то говорит: "Двери открыты прямо сейчас", — вы почувствуете неудобство. И вы не сможете войти. Но если скажут: "Это — в будущем", тогда время ещё есть, и тогда вы — в облегчении... ... Откладывание — основа того, что вы продолжаете быть такими, каковы вы есть.... Почему вы откладываете? Потому, что вы не хотите делать это сейчас, прямо сейчас. Вы играете в логическую игру, вы говорите: "Прямо сейчас это трудно, но завтра — это будет просто". Но каждое завтра становится сегодня, и... вы снова скажете: "Прямо сейчас это трудно, но завтра — я сделаю это!" Посмотрите на свою руку. Вы не можете почувствовать в ней космическую руку? — тогда вы всегда будете в затруднении. Если Бог — это любовь, сочувствие, то почему существует страдание?... Человек страдает потому, что нет другого пути созреть, вырасти.... Ничто в этом мире не может быть бессмысленным.... Космос — это не хаос. Вы можете быть неспособны понять это, так как вы знаете лишь фрагменты, вы не знаете Целого. Ваш жизненный опыт похож на вырванную страницу романа: вы прочли её, но не нашли в ней никакого смысла, так как это — только маленький фрагмент, вы не знаете всей истории целиком. Когда вы узнаете её целиком — тогда и страница станет понятной, тогда она станет согласованной, полной смысла.... Смысл — это отношение фрагмента к целому. И если современный человек постоянно чувствует, что его жизнь бессмысленна, то это потому, что Бог отрицается или забывается. Без Бога человек никогда не сможет быть исполненным смысла, потому что Бог — это Целое, а человек — фрагмент. ... Когда вы кого-то слишком хорошо защищаете, — это не защита от смерти: это защита от жизни.... Это — самое большое несчастье, которое может произойти с человеком, потому что он никогда не вырастет до осознания и завершённости, он никогда не достигнет высшего уровня сознания, так как эти высшие уровни входят в существование только тогда, когда их добиваются. Страдание — это... вам брошен вызов, есть проблема. Когда вы сталкиваетесь с проблемой, только тогда вы растёте. Больше опасности — больше роста, больше безопасности — меньше роста. Мудрый человек страдает столько же, сколько и немудрый, — но каждый раз по-новому. Мудрый человек совершает столько же ошибок, и даже больше, чем глупец, но он никогда не повторяет одну и ту же ошибку дважды.... Идиот может не совершать много ошибок, он может их вообще не совершать, так как он никогда ничего не делает: вы можете совершить ошибку, только когда вы что-то делаете.... Никогда не бойтесь совершать ошибки, просто помните, что нет нужды делать одну ошибку дважды: зачем делать дважды одну и ту же ошибку?... А когда вы совершаете ошибку, вы должны страдать. Никто не учится без страданий.... И только выросшая личность выходит за пределы этого мира. Те же, кто не выросли, должны снова свалиться в яму: они должны учиться, а каждая учёба — это тяжкий путь... Используйте всё ваше страдание для медитации, и вскоре вы узнаете, что страдание исчезает, так как энергия начинает двигаться вглубь. Когда ребёнок болен, каждый должен уделять внимание. Но теперь психологи предлагают следующее:... о нём нужно заботиться медицински, но не психологически. Не создавайте ассоциаций в его уме, что за болезнь ему платят, иначе всю свою жизнь, как только он почувствует, что ему плохо, он будет заболевать. ... Никогда не говорите о ваших страданиях.... Зачем люди продолжают говорить о своих страданиях и надоедают другим? Кому это интересно? ... Ребёнок не хочет спать, он чувствует себя совершенно бодрым, он хочет убежать из дома в сад, а вы говорите: "Иди спать!" Что вы смогли бы сделать, если бы вам велели спать, когда вам не хочется?... Что делать? Как следовать приказу? Как быть хорошим? Так вновь и вновь создаётся "грех", и маленький ребёнок отравляется им. Он начинает осознавать: "я — нехорош, и всё, что я делаю, — плохо". Когда он играет, он плох — он шумит и беспокоит вас. Когда он сидит тихо в углу, — тоже что-то не так: "Ты что, болен?" Он всегда неправ — и только потому, что он беспомощен, а вы сильны. Он постоянно угнетён, он не может оценить, что делать и чего не делать. И вот — вы чувствуете вину: вы рождены во грехе, с самого своего рождения вы — грешник. Всё, что вам остаётся, — это полировать себя, обрезать себя здесь и там... Веданта же говорит, что вы не грешники, вы можете быть невеждой, но не грешником. Это — совсем иная позиция: Бог не против вас — вы можете быть против Бога, но Он вам не мстит. Если вы невежда, то вы сами себе вредите — это совершенно иная позиция. ... Когда Мастера больше нет, мастерами становятся ученики — они начинают всё решать и, конечно, их решения могут основываться только на полупонятой истине... И помните хорошо, что ложь — лучше полуправды, так как ложь можно опровергнуть — но вы не опровергнете полуправды.... Полуправда очень опасна, так как она несёт в себе элемент правды. У мужчины есть положительное качество: он ищет, и есть отрицательное качество: он беспокоен. Бизнесмен бежит за деньгами всё дальше и дальше — он хочет полностью забыть себя в деньгах, они стали отравой. Он всегда занят ничем, и в конце концов... приходит смерть..., и все ваши усилия оказываются напрасными. Смерть отрицает бизнесмена.... Только бизнесмен умирает, потому что копит вещи, а смерть вещи забирает. Смерть не может забрать у вас вашу любовь, вашу молитву, вашу медитацию, вашего Бога. Когда приходит смерть, это — самая тяжёлая хирургическая операция, потому что должна быть извлечена ваша сущность, отделена от тела, с которым вы идентифицировались: вы ведь стали одно с телом. Это не то, что отрезать палец, или отрезать руку, или удалить аппендикс — это удаление у вас всего тела.... Всё тело удаляется, отделяется.... Вы жили с этим телом 70-80 лет — вы не только жили с ним, вы полностью отождествились с ним: вы думали, что вы — тело...
|