Студопедия — Первый основной пункт. 5. Воззрение.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первый основной пункт. 5. Воззрение.






 

  • Прямое введение (в сущность природы ума).

В первой части Патрул Ринпоче объясняет воззрение, что соот­ветствует первому завету Гараба Дорже, который говорит о "пря­мом введении в постижение своей изначальной природы". С тако­го прямого введения начинаются все наставления в Дзогчен. Вступление на путь Сутраяны, на котором практикуется преиму­щественно отречение от мирских привязанностей, знаменуется принятием обетов, регламентирующих поведение человека и тре­бующих от него воздержания от дурных поступков, то есть от таких действий, которые наносят вред окружающим. Введение вТантру и связанную с ней практику трансформации, преобразо­вания вредоносных эмоций, осуществляется через посвящение (dbang; санскр. abhiṣeka). На путь Дзогчен ученик вступает через полу­чение прямого введения. Благодаря такому введению можно по­нять также настоящий смысл и тантрического посвящения, кото­рое не сводится всего лишь к внешней церемонии. Напротив, посвящение является по сути передачей сил и благословений ли­нии преемственности данной тантры.
Всякое посвящение в Тантру, начиная с уровня Криятантры, ста­новится всё более сложным и разработанным ритуалом по мере восхождения к высшим видам Тантр. На уровне Ануттаратантры мы встречаемся с методом передачи четырёх посвящений (dbang bzhi). Посвящение сосуда (bum dbang) представляет собой переда­чу духовной силы, необходимой для практики стадии порождения (bskyed-rim), на которой осуществляется визуализация божества-идама. Тайное посвящение (gsang dbang) вводит в практику кана­лов и энергий тонкого тела (rtsa rlung). Посвящение мудрости (shes-rab ye-shes kyi dbang) необходимо для практики стадии за­вершения (rdzogs-rim). Четвёртое посвящение (dbang bzhi-po) со­провождается совсем небольшим ритуалом или проводится вовсе без него, но требует словесного объяснения. Поэтому оно называет­ся " посвящение словом " (tshig dbang). При передаче этого четвёр­того посвящения в школе Ньингма, учитель, называемый в данном случае "Ваджрачарья" (rdo rje slob-dpon), сам входит в состояние высшего созерцания (осуществляя тем самым прямую передачу), показывает ряд символических предметов (символическая переда­ча) и даёт словесные объяснения (устная передача). Эти три вида посвящения проводятся одновременно. Согласно Ануттаратантре, устная передача служит введением в практику Махамудры, но, как уже было указано выше, окончательная стадия практики, осуществ­ляемая за пределами трансформации, называется Дзогчен, Вели­кое совершенство. Махайога и Ануйога входят в систему Тантры, оставаясь в рамках пути трансформации. Но Дзогчен сам по себе не требует для введения в практику никакого формального ритуа­ла, связанного с посвящением. Предварительным условием для выполнения практик собственно Дзогчен является получение пря­мого введения в знание изначального состояния собственного ума.
Далее автор переходит к подробному объяснению метода прак­тики воззрения (Ita-ba nyams su ten tshul rgyas-par ‘chad). Со­гласно этому объяснению, после получения прямого введения в состояние созерцания, ученик приступает к регулярной практике (nyams-len), в результате чего приобретает устойчивый опыт (nyams-myong) пребывания в этом состоянии. После этого стано­вится возможным культивирование истинного понимания состоя­ния Ригпа, непосредственного подлинного Осознания, или знания, возникающего в состоянии созерцания.

  • Вхождение в системы Сутры, Тантры и Дзогчен.

В системе Сутры, известной также под названием Лакшанаяна, "колесница различения свойств и характеристик", воззрение куль­тивируется посредством чтения авторитетных текстов буддизма и логического анализа (dpyad-pa; санскр. uicāra), то есть посред­ством рассуждении и умозаключений. Упоминая об этом, Патрул Ринпоче употребляет тибетское выражение lung rig, где lung озна­чает "писания", a rig – "понимание". В системе Сутры термин "Ригпа" (rig-pa) означает просто "знание", или "ведение" (в про­тивоположность неведению). Но в системе Дзогчен этот же тер­мин имеет совершенно особое значение, поэтому важно понять различие употребления термина "Ригпа" в Сутре и в Дзогчен. В рамках системыСутры говорится о трёх источниках достоверного познания (mtshan-ma; санскр. pramāṇa):

1) достоверное познание как результат прямого восприятия (санскр. pratyakṣa-pramāṇa);
2) достоверное познание как результат рассуждений и умозак­лючений (санскр. animāna-pramāṇa);
3) достоверное познание как результат чтения Писаний и со­чинений авторитетных носителей традиции (санскр. agama-pramāṇa).


Например, можно получить введение в воззрение от мастера, который просто скажет, что "всё есть пустота (шунья)", что соответ­ствует воззрению школы Мадхъямака, или "всё есть ум (sems; санскр. citta), что является воззрением школы Читтаматры. Он может так­же привести множество аргументов, подтверждающих эту точку зрения. И если ученик, услышав такое утверждение, изучает его затем на занятиях по философии, или читает книги комментаторс­кой традиции, он, несомненно, получит некоторое понимание приро­ды реальности, но это останется по большей части в сфере его интеллектуального понимания, а не прямого опыта. Но существуют методы более прямого введения в понимание природы ума.
В системе Тантры, называемой также Ваджрной Колесницей Тайной Мантры (gsang sngags rdo-rje theg-pa), мы обнаруживаем четыре вышеупомянутых посвящения. Во время третьего из них, называемом посвящением мудрости, осуществляется введение в знание посредством символов (dpe’i ye-she). Символом мудрости в процессе данного посвящения является изображение дакини в виде обнажённой танцующей женщины красного цвета с накинутым на плечи зелёным шарфом. На основе этого символического изобра­жения, в процессе четвёртого посвящения учитель даёт краткое сло­весное объяснение природы и сущности ума. Таким образом, уче­ник получает истинное понимание смысла (don gyi ye-she).
Итак, на путь Сутры ученик вступает посредством рациональното анализа и чтения авторитетных писаний, а на путь Тантры – через посвящение. Но Дзогчен предлагает свой, особый путь. Для ученика, относящегося к числу людей с высшими способностями и получающего посвящения по линии преемственности Сиддхов (sgrub brgyud), объединяющей практиков учения Дзогчен, настоящим по­священием является получение прямого введения (ngo-sprod) в состояние созерцания посредством предварительного растворения всех активных процессов деятельности ума (sems kyi yal-ba). Если рассматривать ум в поисках места или области, в которой отдель­ные мысли (rnam-rtog) возникают, находятся или исчезают, то сколь­ко бы мы ни искали, нам не удастся обнаружить такое место. Мыс­ли не имеют определённой области своего возникновения (byung sa med), пребывания (gnas sa med) и исчезновения (‘gro sa med). Невозможно сказать, возникают они внутри тела, или вне его. Они не имеют какого-либо корня или источника (gzhi med rtsa bral). По­добно облакам в небе, мысли возникают и исчезают вновь. Они возникают из пустоты и вновь возвращаются в пустоту, которая сама по себе есть безграничный потенциал, чистая способность по­рождения всего. И обнаружить это можно, только погрузив взгляд в глубины собственного существа. Эта пустота, шунъята, представ­ляет собой самую суть ума (sems kyi ngo-bo stong-pa nyid).








Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 321. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия