Студопедия — История календаря в Египте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История календаря в Египте






В Египте, так же как и в Месопотамии, календарь появился благодаря наблюдениям жрецов-астрономов. Основной функцией календаря было предсказание даты разлива Нила, о скором наступлении которого трудно было судить на основе погодных примет. Несколько месяцев до разлива полноводной реки дул сухой жаркий ветер, сменяемый более прохладным и влажным, постепенно начинала прибывать вода в реке, но лишь в один из дней в году ее уровень достигал своего максимума — и река разливалась по равнине, обещая хороший урожай земледельцам. И необходимо было каким-то способом вычислить именно этот день — начала долгожданного разлива главной водной артерии Египта.
Уже в конце IV — начале III тыс. до н.э. жрецы заметили, что среди множества звезд на небе есть одна особенно яркая. Ее назвали Сотис, или Сириус. В зимнее время эта звезда сияла необыкновенным светом в течение все ночи, и ее было невозможно спутать с какой-либо другой, но затем Сотис появлялся лишь вечером на западе, а вскоре и вовсе пропадал за горизонтом. Но примерно через два месяца Сириус вновь появлялся на востоке, и его обычно можно было заметить в ранние утренние часы. А через несколько дней после его восхода разливался Нил, а кроме того, как позже заметят жрецы, день первого появления Сотиса всегда совпадал с днем весеннего равноденствия.

Таблица положений звезд, высеченная на стене усыпальницы фараона

 

Так как, согласно религиозным представлениям древних египтян, начало весны и разлив Нила ассоциировался с ежегодным воскрешением бога Осириса, о чем нам рассказывает известный миф, то и восход Сириуса египтяне связывали со своими религиозными представлениями. Теперь звезда, оповещавшая о начале нового сезона, виделась им небесным воплощением, «душой» богини Исиды — матери Осириса. Каждый год богиня оплакивала своего погибшего сына, роняя слезы в Нил, и каждый год весной слезы переполняли реку и ее воды разливались по Египту, долина покрывалась молодыми зелеными всходами, расцветали деревья, символизируя воскрешение Осириса. Так египтяне пытались объяснить взаимосвязь между восходом Сотиса и разливом Нила.
Теперь было достаточно сосчитать, сколько дней проходит от одного восхода звезды до другого, и получился бы временной отрезок, равный одному году, начало которого всегда бы совпадало с разливом Нила и летним солнцестоянием. Таким образом, египтяне были первыми, кто создал календарь на основе движения Солнца. Используя результаты своих наблюдений, жрецы пришли к выводу, что год состоит из 365 дней, которые жрецы для удобства счета разбили на 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 дней, которые праздновались как дни рождения наиболее почитаемых в Египте богов. Первым месяцем в году, который и начинался с появлением на горизонте Сотиса, был Тот. Но вскоре жрецам пришлось усомниться в правильности своих расчетов: если считать, что в году 365 дней, то 366-ой был первым днем следующего года. Но тогда получалось, что если в этом году Сотис взошел в первый день месяца Тот, то через четыре года он появится только второго числа, а еще через четыре года — третьего. В чем же ошибка? Несколько десятков лет понабилось жрецам-астрономам, чтобы догадаться, что в году не ровно 365 дней, а 365 с четвертью, поэтому-то и появляется этот «лишний» день каждые четыре года.

Таким образом, получалось, что праздник Нового года должен был смещаться и праздноваться на один день позже каждые четыре года. Какой бы странной ни показалась нам эта традиция праздновать начало года в разные дни, а затем и месяцы, но в глазах жрецов это было вполне допустимо, ибо «такой небесный порядок установили сами боги».
С такой «переходящей» датой Нового года связана довольно интересная легенда. Как гласит предание, в 2782 г. до н. э. в Египте оборвалась старая и началась новая династия фараонов. Будущему правителю непременно хотелось, чтобы начало его царствования совпало с началом года и праздником в честь восхода Сириуса. Это желание было вызвано еще и тем, что в тот год восход звезды приходился как раз на первое число месяца Тот, что случалось лишь раз в 1460 лет. И тогда фараон решил, что он подарит каждому из своих 70 самых важных сановников по одному дню царствования. И когда прошли 70 дней правления «однодневных царей», то фараон вступил на престол, как он и хотел, в первый день Нового года.


Подобная практика переноса даты начала года просуществовала в Египте вплоть до 238 г. до н.э., когда один из придворных астрономов посоветовал правящему тогда Птолемею III исправить существовавший календарь таким образом, чтобы он не расходился с солнечным годом и стал более устойчивым. Царя удивило, каким простым оказалось решение проблемы «кочующего года», и 7 марта 238 г. до н.э. царь приказал установить недалеко от храма в Канопе камень с высеченным на нем указом, названным впоследствии Канопским декретом. Суть его сводилась к тому, что если раз в четыре года дата восхода Сотиса сдвигается на один день, то для того, чтобы Новый год всегда наступал 1-го Тота надо всего лишь раз в четыре года добавить к последнему месяцу еще один день. Таким образом продолжительность каждого четвертого года становилась 366 дней, так появился високосный год.
Обычный же год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый, в конце года оставшиеся 5 дней объявлялись праздниками, каждый из которых посвящался одному из наиболее почитаемых богов: Гебу и его супруге богине Нут, Осирису, Гору, Сету, Исиде и Нефтиде. Год также делился на 4 сезона, каждый из которых состоял из 4 месяцев.
День в Древнем Египте состоял из 24 часов (12 дневных и 12 ночных).

Ночью точный час определялся по звездам, с помощью линейки с прорезанной щелью и двух наугольников со свинцовым отвесом на бечевке. Сама процедура вычисления часа может показаться нам достаточно забавной: в ней участвовали два человека — наблюдатель и его помощник. Помощник становился спиной к звездам, а наблюдатель — напротив него. Далее, сверяясь со специальной таблицей, составляемой жрецами вперед на 15 дней, в которой оговаривалось расположение наиболее ярких звезд по отношению к голове помощника, наблюдатель определял время.

Клепсидра — водяные часы

Днем же, когда звезд не видно, египтяне определяли время при помощи специальной конической вазы, высотой приблизительно с локоть и с отверстием в дне. Объем вазы и диаметр отверстия рассчитывался мастерами таким образом, что вода вытекала из нее за 12 часов; внутри такой вазы делались специальные насечки, отмечавшие уровень воды, соответствующий каждому из 12 часов. Снаружи вазу обычно украшали астрономическими знаками: наверху божества 12 месяцев, а в нижних ярусах — 36 знаков зодиака. Такие водяные часы называются клепсидрами, они использовались и днем, и ночью, хотя в солнечном Египте в течение дня удобнее было пользоваться солнечными часами. Но в любом случае, точное определение часа было необходимо только жрецам, от которых требовалось проведение магических ритуалов строго в одно и то же время, обычным же людям часы были не нужны.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия