Студопедия — Договор об отчуждении исключительного права на произведение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Договор об отчуждении исключительного права на произведение






Долгое время в литературе велась дискуссия о природе авторского договора. Сторонники одной концепции - "теории разрешения" - доказывали, что автор, разрешая пользователю использование своего произведения определенным в договоре способом, сохраняет за собой весь комплекс принадлежащих ему имущественных и личных неимущественных прав на произведение <1>. Сторонники другой концепции - "теории передачи" - утверждали, что по авторскому договору автор передает свои имущественные права на произведение своему контрагенту, т.е. отчуждает их <2>. В.А. Дозорцев считал возможным применять "теорию передачи" только к договорам о передаче права на произведение другому лицу (по которым права одного обладателя в полном объеме прекращаются, возникая у нового правообладателя), тогда как в отношении лицензионных договоров (по которым правообладатель остается прежним, но разрешает использование произведения в тех или иных пределах другому лицу - контрагенту по обязательству) применяется "теория разрешения" <3>.

Действующее законодательство четко разграничивает лицензионный договор (об ограниченном использовании авторского права) и договор об отчуждении исключительного права автора. При этом в интересах автора установлена презумпция лицензионного характера авторского договора: если в нем прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности передается в полном объеме (отчуждается), то он считается лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК).

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК).

Следовательно, предметом договора об отчуждении исключительного права на произведение является совершение действий по передаче принадлежащих автору или иному правообладателю исключительных прав на произведение в полном объеме (исключительные права могут вернуться к первоначальному правообладателю только в результате заключения и исполнения такого же договора отчуждения) <1>. Приобретатель исключительного права не только сам использует произведение, но и запрещает его использование без своего согласия любому другому лицу (в том числе и автору). Тем самым по своему предмету договор об отчуждении исключительного права четко отделяется от лицензионного договора.

Договор, предусматривающий отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но в то же время вводящий ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливающий срок действия этого договора, с учетом положений ст. 431 ГК может быть квалифицирован судом как лицензионный договор. При отсутствии такой возможности договор подлежит признанию недействительным (см. п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Договор об отчуждении исключительного права может быть как реальным, так и консенсуальным. Исключительное право на произведение переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения данного договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если договор об отчуждении исключительного права на произведение подлежит государственной регистрации, исключительное право переходит от правообладателя к приобретателю в момент государственной регистрации этого договора.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение может быть как возмездным, так и безвозмездным. Приобретатель по договору обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если соглашением сторон не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права на произведение условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Общее правило определения цены возмездного договора (п. 3 ст. 424 ГК) здесь не применяется, поскольку цена является его существенным условием, которое стороны обязаны согласовать <1>. Вместе с тем закон допускает различные формы такого вознаграждения: разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты), например, от тиража издания и т.п. Обычно используется сочетание этих способов, состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки).

При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право уже перешло к приобретателю. Если же оно еще не перешло к приобретателю, то при нарушении им указанной обязанности правообладатель может в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Субъектами договора являются правообладатель и приобретатель исключительного права. В качестве правообладателей могут выступать авторы (соавторы <1>) произведений, переводчики, составители, а также наследники (если наследников несколько, то для заключения договора необходимо их общее согласие) и иные правопреемники автора.

Договор по поводу использования коллективного произведения заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может сделать по их поручению (соглашению) любой из соавторов (Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 276).

Приобретателями чаще всего являются специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театральной и иной аналогичной деятельности. Если договором прямо предусмотрена возможность полной или частичной передачи другим организациям-пользователям приобретенных исключительных прав, допустима замена приобретателя <1>.

Лицо, организовавшее создание (продюсер) сложного объекта (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта), приобретает право использования произведения, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект. При этом соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если только иное прямо не предусмотрено соглашением сторон (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК).

Договор об отчуждении исключительного права на произведение должен быть заключен в письменной форме. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК, он также подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 568. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия