Студопедия — Общие черты культуры Древнего Востока, их влияние на формирование философии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общие черты культуры Древнего Востока, их влияние на формирование философии.






Общие черты культуры Древнего Востока, их влияние на формирование философии.

Существует 2 крайние точки зрения на философию Древнего Востока:

1 – это предфилософия, или религиозно-философское мировоззрение;

2 – это «сверхфилософия», т.е. непревзойденный образец.

Обе точки зрения основаны на том, что обычно в качестве эталонной модели берется философия Запада, от которой восточная философия значительно отличается. В силу этого принципиального отличия философия Индии и Китая объединены понятием «Восток», хотя они тоже во многом существенно различаются.

Древний Восток (Индия, китай от сер. I тыс. до н.э. до III в. н.э.) – сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки:

- экономической основой являлось мелиоративное земледелие (земля и вода – в собственности государства);

- централизованное устройство государственной власти;

- абсолютная власть правителя (восточная деспотия);

- корпоративный способ организации жизнедеятельности (большинство населения проживало в замкнутых сельскохозяйственных общинах);

- человек ни объективно, ни субъективно не выделял себя из природы и общества.

Эти обстоятельства определили специфику духовной культуры Древнего Востока и стали социально-историческими источниками формировании философии.

Духовно-культурные источники философии Древнего Востока:

1) мифология (в отличие от западноевропейской философии, которая вытеснила мифологические представления, восточная философия характеризуется совмещением мифологических и философских представлений);

2) древнейшие сборники текстов: в Индии – Веды, в Китае – «И-цзин» («Книга перемен»). Древние тексты отличались энциклопедичностью содержания, а также сложностью, неопределенностью содержания, поэтому они допускали возможность многозначных трактовок. Именно комментарий к текстам стал первым способом философствования на Древнем Востоке.

 

Особенности культуры Древнего Востока определили характерные черты философии:

- космоцентризм;

- созерцательный характер;

- синкретический характер, т.е. синтез философского анализа, религиозных идей, мифологических представлений, а также стремление рассмотреть любую проблему в ее целостности – с позиций онтологии, гносеологии, этики и т.д.;

- традиционализм, т.е. направленность на сохранение исторически сложившихся обычаев, нравов, верований;

- представление о единстве человека и окружающего его мира.

 

2.Социально-исторические и культурные источники древнеиндийской философии.

Индия – одна из древнейших цивилизаций с высоким уровнем культуры.

В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода:

1) ведическийпредфилософский (сер. II тыс. – VI в до н.э.), связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. В этот период создаются и распространяются древние сборники текстов – Веды;

2) классический (VI в. до н.э. – III–IV вв. н.э.), связанный с формированием основных религиозных течений и философских школ.

Среди предпосылок формирования и развития философии в Древней индии можно выделить социально-исторические и духовно-культурные.

1) Социально-исторические источники.

Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни, патриархальных традиций и власти деспотического государства.

Индийское общество в соответствии с социальным происхождением и характером деятельности делилось на замкнутые общественные группы – касты (варны). Уже в Ведах было закреплено деление индийского общества на 4 основные варны:

- брахманы – жрецы, которым принадлежала монополия на умственный труд, религиозную деятельность – согласно религиозным представлениям, Бог-творец сотворил брахманов из своих уст, они традиционно носили белые одежды;

- кшатрии – правители, военная знать – они сотворены из рук бога Брахмы и носили красные одежды;

- вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы – из бедер Брахмы, носили одежду желтого цвета;

- шудры – бесправное трудовое население – сотворены из ступней Брахмы и носили черный цвет;

-кроме того, существовали неприкасаемые, не относившиеся ни к одной из варн.

Возможность приобщения к ценностям культуры, духовному творчеству определялась кастовой принадлежностью.

Кастовый строй объявлялся извечным и незыблемым порядком, освящался религией. Принадлежность к той или иной касте, согласно религиозным представлениям, определялась уровнем духовного развития человека (кармой), поэтому для древнеиндийского общества не характерен интерес к социальной проблематике, человек направлен не на изменение общества, а на собственное духовное совершенствование.

2) Духовно-культурные источники.

Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.

Веды (с древнеинд. – «знание») – сборники религиозных текстов, заклинаний, руководство к богослужениям, а также мифологических представлений о происхождении мироздания, наблюдений над природными явлениями и т.д.

Веды составили основу всей последующей духовой культуры Индии: религии, философии и науки. Известны 4 основные Веды:

- Ригведа – книга гимнов;

- Самаведа – сборник ритуалов и песнопений;

- Аюрведа (Яджурведа) – сборник молитвенных формул;

- Атхарваведа – более поздний сборник песнопений и заклинаний.

Тексты Вед отличались неопределенностью, расплывчатостью содержания и поэтому предполагали возможность различных трактовок. В состав Вед входили:

-мантры (песнопения и молитвы) – создавались поэтами;

-брахманы (сведения о ритуалах и обрядах) – создавались жрецами;

- упанишады (досл. «сидение у ног учителя») – философские комментарии к текстам Вед – создавались философами. Т.е. философия в Древней Индии появлялась как комментарий к Ведам.

[ Инд. ученый С.Радхакришнан – создатель туда по истории инд. философии – считает, что это 3 вида религии: религия природы – в мантрах, религия закона – в брахманах, религия духа – в упанишадах ].

Упанишады (известно около 300 текстов) по своей форме обычно представляли собой диалог мудреца-учителя со своим учеником.

В Упанишадах содержались идеи, во многом определившие все дальнейшее развитие индийской философии:

-о том, что весь мир, природа и человек, едины в своем стремлении к духовному, нравственному совершенству;

-идея о бессмертии души, которая переходит из одного рождения в другое согласно закону кармы, или воздаяния.

Наряду с религиозно-идеалистическими представлениями в упанишадах получили отражение и материалистические взгляды, которые отвергали существование души после смерти, а первоосновой мира считали одно из материальных, природных начал: огонь, воздух, воду.

Т.обр., Упанишады знаменуют переход от мифологического к философскому мировоззрению, в них сосредоточены основные понятия и представления, получившие свое развитие в философских учениях Древней Индии.

Другим духовным источником формирования древнеиндийской философии была религия. Религия Индии прошла сложный и длительный путь формирования. Первым ее этапом стала ведическая религия, для которой характерны многобожие, обожествление сил природы, антропоморфность (наделение божеств человеческими качествами); представления о происхождении мира, его устройстве, потустороннем мире и загробной жизни были мало разработаны. На следующем этапе формируется брахманизм как религиозное учение, оправдывающее социальное неравенство – кастовую систему.

В Vi в. до н.э. возникает, а в III в. до н.э. получает наибольшее влияние буддизм. Жизнь человека в системе индийских верований представляет собой бесконечную цепь перерождений (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). Это учение наложило отпечаток на всю культуру Древней Индии, стало основой для формирования следующих принципов:

-признание единства природного мира и человека;

-принцип непричинения вреда живому;

-отсутствие интереса к социальным проблемам, сосредоточение на самосовершенствовании, на духовном развитии личности и др.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия