Студопедия — Философия Гегеля. Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Гегеля. Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры






 

Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры. Его труды содержатся в 19 томах. Основные труды: "Наука логики", "Феноменология духа", "Философия религии", "Философия права", "Философия эстетики"; и др. Достижения:

1. Создал рационализм в классической образцовой завершенной форме. Псоле Гегеля рационалисты только уточняли некоторые его неточные формулировки, а также развивали иррационализм – новое направление. Т.к. Гегель дал исчерпывающее объяснение всех достижений культуры.

2. Создал диалектику как науку о развитии на основе идеализма в объективном варианте, т.к., по Гегелю, развивается мировой разум, который проходит низшие и высшие ступени. Низшие ступени: неорганическая природа, органическая природа (жизнь), общество. На уровне общества – высшее состояние разума человека. У человека есть разные способности: низшие (чувствительность), средние (вера, воля), высшие (философское мышление). Используя идею развития, Гегель доказал, что в культуре общества высшая форма культуры – философия, ниже – религия, искусство, государство, право, мораль, психика человека, физические качества человека.

3. Создал рационалистическую модель истории человечества. Такие признаки:

1) Сущность истории общества – это прогресс в осознании народами с помощью разума своей веры, свободы.

2) Кумулятивность – накопление от прошлого только позитивного содержания в настоящем.

3) Провиденциальность – наличие конечной цели общества, которой подчинены все исторические события.

4) Неравномерность развития народов в осознании своей свободы.

Лидеры истории: народы Др. Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) → греческий народ → римский народ → германский народ →? [продолжая мысль Гегеля, в ХХ в. лидерами являются народы СССР – США – еврейский народ].

20 Антропологический материализм Л. Фейербаха (смещение акцента с природы на человека)

В середине XIX века Фейербах выступил с острой критикой идеализма. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
Нет никакого Бога, есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением.. Центральной проблемой философии, согласно Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято называть антропологическим материализмом.

21. Основные положения философии марксизма.

МФ была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).
^ Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико-материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует достижение тождества объекта и субъекта через преобразующую практическую деятельность человека. Познание в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.
Главные принципы:
*Практика является источником теории
* Практика является критерием истинности теории.
* Практика - цель любой теории.
* Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания (, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом) и распредмечивания (процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека. Человек присваивает формы и содержание предшествующей культуры).
*Марксистская диалектика (Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи).


22. Становление иррационалической философии

С середины XIX возникает иррационализм - направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
Основоположником европейского иррационализма является Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, сотворившая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. По его мнению, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.
Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель ^ Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественное разграничение. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть чистое проявление прирожденной воли человека к власти.
Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в преобладании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.
Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти.
Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия