Студопедия — ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ






Хотя сама по себе немецкая классическая философия охва­тывает сравнительно краткий промежуток времени — с 80-х гг. XVIII до середины XIX ст., за этот период времени в творчестве ее крупнейших представителей — Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля удалось подвести своего рода тео­ретический итог решению тех проблем, которые стояли перед философией Нового времени. В этой связи немецкую классичес­кую философию следует считать ее последним, завершающим этапом.

Действительно, немецкая классическая философия воспри­няла основополагающие принципы философии Нового време­ни — ее рационализм и «натурализм», т. е. рассмотрение окру­жающего мира как природы, существующей по внутренне ей присущим механическим законам, однако творчески их переработала. Прежде всего, если мыслители Нового времени, пытав­шиеся познать и преобразовать природу и общество, опирались на идею о созидающей силе человеческого разума, то и Кант, и Гегель исходили из противоположной установки — на разум­ную целесообразность окружающего нас мира, которую можно было бы выразить в знаменитой гегелевской формуле: «все ра­зумное действительно, все действительное разумно», т. е. шли не от природы к разуму, как просветители, а от разума — к при­роде. По этой причине в немецкой классической философии происходит смещение акцента с анализа природы на исследо­вание человека как автономного мира. Если философы Нового времени знали человека только как природное тело, наделенное нетелесной душой, то для И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля именно из человеческого духа, духовной деятельности человека выводит­ся весь окружающий его мир — как природный, так и культурный.

Именно обратившись к изучению человека и его познава­тельных способностей, совершает И. Кант, по его собственным словам, «коперникианский переворот» в философии, решая проблему метода, неудовлетворительные односторонние подхо­ды к рассмотрению которой предлагались представителями эм­пирического и рационалистического направлений. Подвергнув критическому анализу в трех своих знаменитых работах — «Кри­тике чистого разума», «Критике практического разума» и «Кри­тике способности суждения» основные познавательные способ­ности человеческой души, И. Кант пришел к выводу, что наши знания сообразуются не с окружающим нас миром, а с нашими познавательными возможностями. Поэтому мы познаем мир не таким, каким он есть на самом деле, а в том виде, в котором его познание доступно нашему разуму. Нам же остается констати­ровать лишь параллельное существование двух миров — мира «ноуменов», «вещей в себе», так сказать, мира самого по себе, и мира феноменов, мира «вещей для нас», мира явлений, т. е. мира, который мы знаем таким, каким он является нашему со­знанию.

Однако, если представить себе, как это сделал Гегель, что наш разум находится не в статичном, пассивном состоянии, а в процессе непрерывного саморазвития, лишь логически завер­шая его в человеке и продуктах его духовной деятельности, — таких, как мораль, право, искусство, религия, наука и, наконец, философия, то такой процесс окажется сущностной основой для всего существующего и в природе, и в обществе, и в самом человеческом мышлении, а человек предстанет способным осо­знать мир в целом, в его абсолютном основании. Таким обра­зом, учением Гегеля была создана всеохватывающая система, которая не только представила ту картину мира, создание кото­рой было целью философии Нового времени, но и оказалась наиболее полным воплощением ведущего для западной фило­софии со времен Платона идеалистического направления, о сути которого сам Гегель сказал так: «Подлинный философский иде­ализм ни в чем ином, как в следующем утверждении: истина вещей заключается в том, что предметы как непосредственно единичные, т. е. чувственные предметы, суть лишь видимость, явление... Разумеется, интеллект осваивается с предметами не в их чувственном существовании, но благодаря тому, что он их мыслит, вбирает их содержание в себя [в формах абстрактных понятий]. Это всеобщее в вещах не есть нечто субъек­тивное, принадлежащее исключительно нам.., а представляет со­бой истинное, объективное, действительное в самих вещах как их субстанциональные роды, а не где-либо вдали этих вещей (Ге­гель. Энциклопедия философских наук. — М., 1975. — Т. 2. — Философия природы. — С. 19).

Как ни парадоксально, но, доведя идеализм до своего логи­ческого завершения, Гегель тем самым показал его исчерпан­ность и ограниченность. Поэтому со II половины XIX в. в запад­ной философии основное значение начинают приобретать школы и течения неидеалистического толка, хотя влияние гегельянства на некоторые из них — например, марксизм, не вызывает сомне­ния. Как бы там ни было, но, подведя определенную черту под философией Нового времени, немецкая классическая филосо­фия осталась заметным явлением в истории западной филосо­фии, а о творчестве ее крупнейшего представителя — Г. В. Ф. Гегеля Б. Рассел, сам крупный философ и ученый, ска­зал: «Даже если (как я сам полагаю) почти все учение Гегеля ложно, оно еще сохраняет значение, которое не просто принад­лежит истории, так как оно наилучшим образом представляет определенный вид философии, которая у других менее согла­сована и менее всеобъемлюща» (Рассел Б. История западной философии. — 2-е изд. испр. — Новосибирск, 1999. — С. 671).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия