Математическая модельПопуляции оказывают влияние друг на друга, что отражено в следующих формулах: Ч1(I+1)=Ч1(I)*(2-КВ1*Ч1(I)-КВ2*Ч2(I)), Ч2(I+1)=Ч2(I)*(2-КВ3*Ч2(I)-КВ4*Ч1(I)), здесь Ч1 и Ч2 – численность белок и бурундуков соответственно, КВ1 и КВ3 – обобщенные коэффициенты влияния собственной численности популяций на их развитие, а КВ2 и КВ4 – обобщенные коэффициенты влияния соперников на численность популяций. Значения коэффициентов (0,01 и 0,005) показывают, что особи одного вида конкурируют между собой за все жизненно важные ресурсы (и пищу, и места обитания), тогда как соперничество между разными видами (белками и бурундуками) касается только пищи, т.е. менее существенно. Вычислительный эксперимент Выполнить моделирование популяции. Построить графики изменения численности белок и бурундуков. Лабораторная работа «Создание простого приложения на Delphi» Цель работы: 1. Познакомиться с графическим интерфейсом системы программирования Delphi Освоить этапы разработки приложения на Delphi 3. Сформировать навыки работы в системе Delphiна примере программирования линейных алгоритмов. Краткие сведения из теории
Система программирования Delphi предоставляет пользователю удобный графический интерфейс в процессе разработки приложения. После запуска Delphi появится окно системы программирования Delphi.
Рис.2. Окно системы программирования Delphi В главном окне находится меню команд, панели инструментов и палитра компонентов. Окно стартовой формы (Forml) представляет собой заготовку главного окна разрабатываемого приложения. Рис.3. Окно Конструктор форм В окне редактора кода, которое можно увидеть, отодвинув в сторону окно формы, следует набирать текст программы. В начале работы над новым проектом это окно редактора кода содержит сформированный Delphi шаблон программы. Рис. 4. Окно «Программный код» Под строкой Главного меню справа располагается Панель инструментов, содержащая пиктограммы управляющих элементов. Рис. 5. Панель инструментов Окно Object Inspector — окно редактора свойств объектов предназначено для редактирования значений свойств объектов. В терминологии визуального проектирования объекты — это диалоговые окна и элементы управления (поля ввода и вывода, командные кнопки, переключатели и др.). Свойства объекта — это характеристики, определяющие вид, положение и поведение объекта. Например, свойства Width и Height задают размер (ширину и высоту) формы, свойства Tор и Left — положение формы на экране, свойство Caption — текст заголовка.
Рис. 6. Окно «Свойства объекта»
В «Проводнике проекта» (Project Manager) отображаются в виде иерархического каталога все составные части текущего проекта. Рис. 7. Окно «Проводник проекта» Окно «Дерево объектов» (Object TreeView) отображает перечень объектов, размещенных на форме. Окно Дерево объектов вызывается командой [View-Object TreeView]. Рис. 8. Окно «Дерево объектов»
|