Студопедия — Предпосылки возникновения арабоязычной философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предпосылки возникновения арабоязычной философии






В начале V11 века в Аравии появилась новая религия – ислам, возникновение которой было обусловлено крупными социально-экономическими сдвигами в арабском обществе. Новая религия способствовала объединению кочевых арабских племен, небывалому укреплению их мощи. Под знаменем ислама арабы покоряли одну страну за другой, так что в конце первой трети V111 века Арабский халифат был больше, чем бывшая Римская империя, и простирался от Туркестана до Испании. В руках арабов оказался и торговый путь от Атлантики до Китая, а арабский язык стал господствующим от Гибралтара до Инда.

Торговля и мореходство получили у арабов небывалое развитие. В 1Х веке арабские купцы проникают в Западную Европу, на Востоке они достигают Цейлона и Китая, на юге – центральной Африки, на севере доходят до Скандинавии. Успешно развиваются разнообразные ремесла, искусные изделия которых вывозились в Европу. Техника земледелия, особенно орошения, стояла у них неизмеримо выше европейской.

Высокий уровень торговли и промышленности сопровождался развитием науки и духовной культуры[36]. Золотым веком арабоязычной культуры считается 1Х – Х1 века – время блестящего развития культуры халифата. И хотя в это время начался распад мусульманской империи, в культуре наблюдается подъем, связанный с ассимиляцией и кристаллизацией в монолитную систему того громадного запаса знаний, который был приобретен исламом в предыдущие века.

В исламском мире возникли два крупных центра духовной культуры: на Востоке – Багдад, на Западе – испанская Кордова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней Европы. Знаменитые просвещенные халифы из династии Абассидов Харун ар-Рашид, Аль-Мамун всячески покровительствовали ученым, поощряли рост и распространение научных знаний. Не только на арабском Востоке, но и на арабском Западе (Андалузия) блестяще развивалась наука, философия, литература и искусство под покровительством халифов из династии Омейядов. Кордова прославилась как центр утонченной культуры, не уступавшей культуре Багдада.

В мусульманском мире вначале получили развитие такие науки, как тригонометрия, алгебра, оптика, психология; затем – астрономия, химия, география, медицина. Однако арабы занимались не одной лишь наукой – астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия.

Постепенно по отношению к научным исследованиям преимущество приобретают религиозно-философские подходы. Теологические дискуссии, касавшиеся главным образом сути Бога и отношения человека к нему, начались до знакомства с греческой философией – наиважнейшим духовным источником мусульманской культуры после ислама. Знакомство это шло как через переводы работ греческих философов и комментарии к ним мусульманских ученых, так и через христиан, которые жили в арабской среде. Эти знания быстро распространялись по всему исламскому миру, и в процессе усвоения арабской философией наследия греческой науки осуществлялась более точная интерпретация идей Аристотеля.

Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является фраза: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед его пророк!». В этом изречении четко и однозначно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Здесь только один Аллах – Бог единственный и милосердный, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивый, творец всего сущего и его верховный судья. Слово Аллаха, его волю и заповеди, суть его учения донес до правоверных пророк Мухаммед, основные идеи и принципы вероучения которого зафиксированы в священной книге «Коран» и хадисах – устных преданиях о жизни и деятельности пророка.

Все виды знаний, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получила религиозное осмысление. Именно Коран лежит в основе религиозных дисциплин, в число которых в исламе включают и правоведение – фикх. Свод правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений, называют шариатом. Право в исламе играет большую роль, чем теология, и неслучайно значительная часть священной книги посвящена предписаниям права. По-видимому, упорядочивание человеческих дел в этом мире для пророка Мухаммеда было не менее важным, нежели дела мира загробного. Халифы и законоведы так же уделяли огромное внимание систематизации норм канонического права, регулирующего жизнь мусульман от колыбели до гроба.

В рамках ислама развивалась и философия. Понятно, что философия отличалась от строго религиозного аспекта классического ислама и даже утверждала себя как видимая противоположность, о чем говорят постоянные расхождения в воззрениях на роль разума и веры, на рациональные суждения и суждения канонического права. Однако когда дело касалось этики, политики, метафизики, философия фактически переплеталась с теологией.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 869. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия