Студопедия — Измерение интервалов в музыке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Измерение интервалов в музыке






Всякий музыкальный интервал обладает двумя измерениями: ступеневой величиной и тоновой величиной.

Как известно, наша европейская музыкальная система насчитывает всего семь основных (различных по названию) звуков, которые и образуют семиступенный диатонический звукоряд, повторяющийся в каждой октаве. Любой интервал, охватывая ту или иную часть этого звукоряда, соответственно включает в себя и определенное количество ступеней ограниченное крайними звуками самого интервала. Таким образом, ступеневая величина интервала определяется количеством основных ступеней диатонического* [Определение понятия «диатоника» см. в § 51]) звукоряда, содержащихся в интервале, и выражается в названии интервала:

Для названий интервалов используются итальянские порядковые числительные. Так, интервал, занимающий всего одну ступень (например, когда два голоса звучат в унисон или, наоборот, данный звук повторяется в одном и том же голосе), называется примой и, соответственно, обозначается арабской цифрой 1; интервал, охватывающий

две ступени, называется секундой и обозначается цифрой  
три —»— —»— терцией »—  
четыре —»— —»— квартой »—  
пять ступеней, —»— квинтой »—  
шесть —»— —»— секстой »—  
семь —»— —»— септимой »—  
восемь —»— —»— октавой »—  

Как видно из приведенного перечня, и сами названия интервалов, и их цифровые обозначения всегда строго соответствуют количеству ступеней в интервале. Следовательно, можно сделать вывод, что ступеневая величина определяет название интервала.

В следующем нотном примере показано построение интервалов — от примы до октавы включительно — вверх и вниз от звука ля (звук, от которого строится интервал, обозначен белой нотой, а звук, образующий требуемый интервал, обозначен черной нотой):

Однако ступеневая величина еще не дает полной характеристики интервала, так как однородные интервалы при одной и той же ступеневой величине могут звучать по-разному из-за различного количества содержащихся в них тонов и полутонов. Чтобы точно измерить интервал, надо (наряду со ступеневой величиной) определить также и его тоновую величину.

Тоновой величиной называется количество тонов или полутонов, содержащихся в данном интервале. Тоновая величина интервала арифметически может быть выражена дробным, целым или смешанным числом (например: 1/2 тона, 1 тон, 1 1/2 тона и т.д.). Однако указанные выше (и им подобные) числовые выражения в теории музыки заменяются прилагательными — чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная, дважды уменьшенная, дважды увеличенная, — добавляемыми к названию интервала (или его цифровому обозначению). Эти прилагательные, отражающие определенную тоновую величину интервалов, для сокращения записи обозначаются, соответственно, начальными буквами слов, которые выставляются всегда слева от цифры, указывающей ступеневую величину интервала: ч. 1, м. 3, б. 6, ум. 7, ув. 2, дв. ум. 5, дв. ув. 4.

Если от ступеневой величины зависит название интервала, то тоновая величина определяет вид интервала, отвечая на вопрос: какая терция, какая секста (и т.д.). Но одна только тоновая величина тоже не дает полного представления об интервале. Например, тритон (то есть интервал, заключающий в себе три тона) при одинаковой тоновой величине может иметь разную ступеневую величину и, в зависимости от этого, быть либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой.

Следовательно, для того чтобы правильно, точно определить или построить какой-либо интервал, необходимо использовать оба измерения, причем начинать всегда следует с определения ступеневой величины интервала, а затем уж переходить к определению его тоновой величины.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия