Студопедия — Передвижная выставка 1871 года
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Передвижная выставка 1871 года






Статья впервые опубликована в 1871 году ("С.-Петербургские ведомости", NoNo 333 и 338).

Статья написана по поводу первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Группа художников во главе с И. Н. Крамским, демонстративно ушедшая из Академии, организовала "Художественную артель", которая имела своей целью утверждение и развитие реалистического искусства и создание условий совместной творческой работы членов. Это было идейно-творческое объединение, внутри которого развивались и крепли традиции русского реалистического искусства. Артель жила не без противоречий; внутри ее шло расслоение, которое к концу 60-х годов привело к выходу из нее ряда художников, в том числе организатора Артели И. Н. Крамского. Борясь за дальнейшее развитие "идейного реализма", лучшие представители Артели вместе с Г. Г. Мясоедовым и И. Н. Крамским организовали Товарищество передвижных выставок, сыгравшее исключительную роль в развитии реалистического демократического искусства.

Историю создания и распада Артели и историю организации Товарищества Крамской излагает в одном из писем к Стасову в 1882 году: "Артель возникла так, сама собой... Обстоятельства так сложились, что форма взаимной помощи сама собой навязывалась. Кто первый сказал слово? Кому принадлежала инициатива -- ей-богу, не знаю. В наших собраниях после выхода из Академии в 63 году забота друг о друге была самая выдающаяся забота... В настоящее время я, конечно, вижу разницу между мною тогдашним и товарищами, а именно: состав Артели был случайным... Не все были люди идей и убеждений... В течение 5--6 лет существования Артели я стал замечать, что машинка портится... Я знал, что в будущем грозит нечто, если не будет изменена форма... В 1868--1869 г. зимой, перед весенней выставкой, Мясоедов по возвращении из Италии, будучи у нас в Артели, бросил мысль об устройстве выставки с каким-либо кружком самих художников... Все находили, что это было бы недурно, все положительно. Стало быть, честь почина остается за Мясоедовым. Мне эта идея очень понравилась. Я ее не мог забыть. Вот он, думал я, выход. Мясоедов первое время, как известно, поселился в Москве и начал пропаганду идеи Товарищества. Согласив прежде всего Перова, В. Маковского, Прянишникова и Саврасова, он как бы коллективно написал в Артель в конце 69 года, приглашая нас всех приступить к делу практически... Около того же времени возвратился из Италии H. H. Ге и заговорил о Товариществе, как о деле, ему тоже известном. Немедленно началось обсуждение устава" (I, 231, 232).

Товарищество объединило прогрессивные силы русских художников-реалистов. Оно высоко подняло знамя идейного искусства. Среди учредителей общества были Г. Г. Мясоедов (1835--1911), И. Н. Крамской (1837--1887), И. И. Шишкин (1831--1898), В. Г. Перов (1833--1882), Н. Н. Ге (1831--1894), А. К. Саврасов (1830--1897) и др. "Передвижники" скоро сделались большой общественной силой, открыто поставившей себя в оппозицию к Академии, к ее оторванности от жизни, к ее методам обучения.

Устав Товарищества был утвержден 2 ноября 1870 года. Стасов был в курсе всех дел как Артели, так и Товарищества.

Г. В. Плеханов, решая вопрос об отношении искусства к общественной жизни, так определил позицию передвижников: вопрос этот, -- писал он, -- "играл важную роль в литературе всех стран. У нас, может быть, в особенности... Обычная его постановка: должно ли искусство служить каким-нибудь общественным целям, или оно само себе цель". И Плеханов отмечает "два прямо противоположных решения". С одной стороны -- представители теории "искусство для искусства". С другой -- теория гражданского служения средствами искусства интересам общества. Эту последнюю, пишет он в конспекте реферата, представляли "в критике: Белинский последнего периода, Чернышевский, Добролюбов", в живописи: "Перов, Крамской, вообще передвижники". Приводя стихотворение Некрасова --

 

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви, --

 

Плеханов отмечает: "Этими словами гражданин Некрасов высказал свое собственное понимание задачи искусства. Совершенно так же понимали тогда эту задачу и наиболее выдающиеся деятели в области пластических искусств, например, в живописи. Перов и Крамской стремились, подобно Некрасову, быть "гражданами", служа искусству; они, как и он, своими произведениями произносили "приговор над явлениями жизни" (Г. В. Плеханов. "Искусство и общественная жизнь". "Искусство и литература". ГИХЛ, 1948, стр. 217, 218, 287, 288).

Вся деятельность Стасова кровно связана с передвижниками, с борьбой за становление и развитие новой реалистической русской школы. Он один из ее вдохновителей и ее историк.

Первая выставка Товарищества была открыта 27 ноября 1871 года. На ней были выставлены картины: "Петр I и Алексей" Н. Ге, "Дедушка русского флота" Г. Мясоедова, "Привал охотников", "Рыболов" и "Портрет Островского" В. Перова, "Порожняки" и "Погорельцы" И. Прянишникова (1840--1894), "Майская ночь" И. Крамского, "Зима" И. Шишкина, "Грачи прилетели" А. Саврасова и др.

Крамской писал о выставке: "...она имеет успех, по крайней мере Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам" ("И. Н. Крамской. Письма", т. I, Изогиз, 1937, стр. 38). Выставка вызвала большое количество выступлений в печати. Среди них представляет интерес статья M. E. Салтыкова-Щедрина "Первая русская передвижная художественная выставка" ("Отечественные записки", 1871, декабрь), в которой он, приветствуя сам факт организации передвижных выставок, отметил громадное впечатление, производимое картиной Ге, высоко оценил произведение Мясоедова, две картины Прянишникова ("Погорельцы" и "Порожняки"), которые, по его мнению, представляют "своего рода перлы" выставки, прекрасные картины Крамского и Саврасова и даровитость Перова.

В комментируемой статье Стасов уделяет большое внимание картине Ге "Петр I и Алексей". Но к анализу взятого художником сюжета подходит отвлеченно, без учета конкретно-исторической обстановки, в результате чего отношение Петра I к своему сыну Алексею, который являлся орудием заговорщицкой консервативной оппозиции, им трактуется неправильно.

П. Т. Щипунов

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия