Студопедия — Примечания. 1 0 педерастии как образовании см
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 0 педерастии как образовании см






 

1 0 педерастии как образовании см. давнее исследование Г. Н. Марру (H.-l. Marrou) в его «Истории античного образования» (Histoire dc I'education dans FAntiquitc), 1-я часть гл ill Paris Ed duSeuil, 1948.

:Фуко впервые описывает установление «пастырской власти» христианской церковью (как воспроизведение-трансформацию темы еврейских пастырей) в курсе в Коллеж де Франс 1978 года (22 февра­ля). Итоговая разработка темы — в лекции 1979 г. «Omnes et singula-tim: vcrs unc critique dc la raison politique» // Oils ct Ecrits, op. cit.IV

 

 

N 291, р 145—147), и Фуко еще раз займется более тщательным и vi луолснным изучением структуры правитель—управляемый в курсе; ^so г., однако уже не столько в терминах «пастырской власти», сколь­ко с точки зрения отношения, которое связывает субъекта с «актами истины» (см. резюме курса, id., N 289, р, 125—129).

3 Протаюр, родившийся в Абдсрах в начале V века до а. э., к сере­дине Jfoi о века хорошо известный софист в Афинах, где у него, несо­мненно, завязались прочные деловые отношения с Периклом. Платон выводит его в знаменитом диалоге, который носит его имя, именно в нем софист отстаивает свое право учить добродетели и брать за это деньги. Однако то, как ниже Фуко описывает обучение риторическому искусству убеждения и овладения, напоминает, скорее, реплики Гор-гия из одноименного платоновского диалога (452е).

4 Bildung — образование, научение, формирование (Selbstbil-dung — самообразование). Это понятие получило широкое распростра­нение в связи с Bildungsroman — романом воспитания, — образцом ко-юрого остаются «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете.

О понятии «технология себя», или «техника себя», как особом

v

предмете исторического исследования см.: Dits et Ecrits, IV, N 344, p. 627; как процессе субъективизации, не сводимом к символической игре — id., р. 628; определение понятия — id., N 338, р. 545: «обду­манные и намеренные действия, с помощью которых люди не только устанавливают определенные правила поведения, но и стремятся пре­образовать самих себя, стать другими в своем единичном бытии, сде­лать свою жизнь собственным произведением».

История техник себя в архаической Греции широко обсуждалась и до исследований Фуко 80-х годов. Долгое время все сводилось к тол­кованию одного отрывка из Эмпедокла, в котором говорится о Пифа­горе как «человеке редкой мудрости, несравненном знатоке всяко-'о рода ученых книг, ставшем сокровищницей знания. Ибо когда он напрягал все силы своего духа, то без помех мог видеть во всех под­робностях все, что случалось за десять и за двадцать людских поколе­ний» (Porphyre. Vic de Pythagore (Порфирий. Жизнь Пифагора) / trad.. de Places. Paris, Lcs Belles Lettres, 1982, § 30, p. 50). Сначала Л. Жсрне (Anmropologic de a Grecc antique. Paris. Maspcro, 8, p. 252) и затем Ж.-П.Вернан (MimectPensecchez lesGrecs. Paris, Maspero, 1965, t. I, p. 114) усмотрели здесь прозрачный намек на осо-

технику, состоящую в контроле за дыханием, благодаря чему ду-a настолько концентрируется, что освобождается от тела и может свободно путешествовать в поту стороннем. М.Дстьенн также вспоми-"aei об этих техниках в одной из глав Maitres dc la verite dans la Grcce archa'fque. Paris, Maspcro, 1967, p. 132—133 (Idem. La Notion de dainion

 

 

dans lepythagorisme ancicn. Paris, Les Belles Lettres, 1963, p. 79—85). Ho Э. Р. Доддс (Dodds) еще раньше (в 1959) писал об этом в Les Grecs et rirrationel (глава «Les chamans grecs et les origines du puritanisme», фр. перевод. Paris, Flammarion, 1977, p. 139—160). Позже А. Жоли (Н. Joly. Le Rcnversement platonicicn Logos-Episteme-Polis. Paris, Vrin, 1974) бу­дет изучать отражение этих практик в платоновском дискурсе и деятель­ности Сократа, и, наконец, известно, что для П. Адо практики себя ста­нут отправной точкой при понимании античной философии (см.: Ехег-cices spirituels et Philosophic antique. Paris, Etudes augustininnes, 1981).

7 Об организации первых пифагорейских общин и их духовных практиках мы знаем только из поздних источников датирующихся III—IV вв., таких как «Жизнь Пифагора» Ямвлиха (Платон в «Госу­дарстве», в 600 а—Ь, хвалит пифагорейский образ жизни, но не гово­рит, в чем он заключается. См.: Burkert W. (Буркерт В.) Weisheit und Wissenschaft. Studien zu Pythagoras, Philolaus, und Platon, Nuremberg, H. Karl, 1962 (англ, перевод Edwin L. Milnar: Lore and Science in Anci­ent Pythagorcanism, Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1972; перевод проверен автором)).

8 Фуко имеет в виду описания первоначальной пифагорейской об­щины: «Он считал, что воздействие на людей сначала осуществляется посредством чувств: если кто-либо видит прекрасные образы и формы или слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечива­ются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела. [.,. ] Когда его ученики вечером засыпа­ли, он освобождал их от дневных волнений и впечатлений, очищал смятенный ум, и они спали спокойно и хорошо, их сны становились ве­щими». Ямвяих. О Пифагоровой жизни / Пер. Н. Ю. Мельниковой. М., 2002. С. 51—52. О значении сна в первой пифагорейской обшине см.: Detienne M. La Notion deda"im6n...,op. cit., p. 44—45. См. также лекцию от 24 марта, второй час.

9 См. лекцию от 27 января, второй час, и лекцию от 24 марта, вто­
рой час.

10 Об окончании дня пифагорейцами см. лекцию от 24 марта, вто­
рой час.

11 Le Demon de Socrate, 585a // Plutarque. Oeuvres morales, t. VIII /
trad. J.Hani. Paris, Les Belles Lettres, 1980, p. 95 (Плутарх. О демоне Со­
крата // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги.
1997. С. 498). Фуко приведет тот же самый пример в лекции, которую
он читал в октябре 1982, в Вермонтском университете: Dits et Ecrits,
IV, N 363, p. 801; см. также: Le Sousi dc soi, op. cit., p. 75.

 

 

12 Разбор техник испытания — в лекции от 17 марта, первый час.

15 Нужно «как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать
ее собираться из всех его частей» (Phedon. 67 с // Platon. Oeuvres comp­
letes, t. IV—1 / trad. L.Robin. Paris, Les Belles Lettres, 1926, p. 19. Пла­
тон. Соч. В 4т. М., 1993. Т. 2, с. 18—19). В конспекте Фуко уточняет,
что эти техники могут применяться против рассеяния души, отсылая к
другому месту из «Федона» (70а), где говорится об опасениях Кебета,
что душа погибнет, расставшись с телом (id., p. 24; с. 21—22).

14 «...Когда философия берет ее [душу] под свое покровительство и с тихими увещаниями...» (Phedon. 83a, р. 44; с. 39).

13 «.„принимается освобождать, [...] убеждая [души] отдаляться (anakhorein) от них [от чувственных данных], насколько это возмож­но» (ibid.).

16 Фуко соединяет вместе два эпизода, рассказанные Алкивиадом в

«Пире» (220а—220d); в первом речь идет о нечувствительности Сокра­та к зимним холодам: «Он выходил в такую погоду в обычном своем плаще и босиком шагал по льду легче, чем другие обувшись» (Le Ban­quet, p. 86; с. 131); во втором, непосредственно за ним следующем, го­ворится о том, как Сократ, погрузившись в свои мысли, застыл на месте и так простоял целый день и целую ночь (id., p. 87—88; с. 131).

17 Речь об отрывке 217d—219d из «Пира».

18 Эту пару понятий находим у Сенеки, для которого эти два состо­
яния, вкупе с magnitude, или великодушием, характеризуют философ­
скую жизнь. Ср., например: «Что есть блаженная жизнь? Безопасность
и постоянное спокойствие (securitas et perpetua tranquillitas)» (Lettres a
Lucilius, t. IV, livre XIV, lettre 92,3, ed. citee, p. 51; СенекаЛ.А. Нравст­
венные письма к Люцилию. М., 1977, с. 212). О значении этих состоя­
ний и их определений Сенекой см.: Hadot P. Seneca und die
griechisch-romische Tradition der Seelenleitung. Berlin, De Gruyter, 1969,
P 126—137. Tranquillitas как исключительно положительное состоя­
ние внутреннего покоя в отличие от securitas, ограждающей от внеш-

i опасности, — это теоретическое нововведение Сенеки, возможно восходящее к Демокриту (euthumia).

19 Marc Aurel. Pensees (Марк Аврелий. Мысли), IV, 3 / trad.
А. 1. Trannoy, Paris, Les Belles Lettres, 1925 [далее ссылки на это изда­
ние], р. 27—29. (Марк Аврелий. К себе самому / Пер. В. Б. Чернигов­ского. М., 1998, с. 49—51).

:о Фуко имеет в виду разворачивание диалога от 127е до 129а (Pla-. Alcibiadc / trad. M.Croiset, ed. citee, p. 99—102).

21 «Легко ли познать самого себя (ведь не первый же встречный на-чсртал это на Пифийском храме)?» («Алкивиад», 129а, р. 102; Платой.. Т. 1,с.256).

 

 

22 «Послушай же, милый, меня и того, что начертано в Дсльфах: по­
знай самого себя» («Алкивиад», 124Ь, р. 92; Платон. Соч., с. 248).

23 «Алкивиад», 129Ь,(р. 102(«... каким образом могли бы мы отыс­
кать самое «само»?» — с. 256)).

24 «Алкивиад», 132е, (р. 108).

25 «Алкивиад», 29с, (р. 157).

26 «... несвойственно разумному человеку, обратившись к именам,
ублажать свою душу (hauton kai ten hautou psukhen thcrapcuein) и, дове­
рившись им и их нрисвоителям...» («Кратил», 440с // Platon. Oeuvres
completes, t. V-2 / trad. L. Meridier. Paris, Les Belles Lettrcs, 19? 1, p. 137;
Платон. Соч., с. 680).

27 «Федоп», 107с (р. 85; с. 68).

28«... это все равно что заставлять людей с не слишком острым зре­нием читать издали мелко написанные буквы. И вдруг кто-то из них сообразит, что те же самые буквы бывают и крупнее, где-нибудь в над­писи большего размера! Я думаю, прямо находкой была бы возмож­ность прочесть сперва крупное, а затем разобрать и мелкое, если это одно и то же. [...] Так, в том, что больше, вероятно, и справедливость имеет большие размеры и ее легче там изучать. Поэтому, если хотите, мы сперва исследуем, что такое справедливость в государствах, а затем точно так же рассмотрим ее в отдельном человеке, то есть рассмотрим, в чем меньшее сходно с большим». «Государство». La Republique, livrc II, 368d ct 369a // Platon. (Oeuvres completes, t. VI / trad. E. Chambry. Paris, Les Belles Lettres, 1932, p. 64—65; Платон. Соч. Т. 3, с. 129).

29 Речь об отрывке из «Алкивиада» 129Ь—130с (р. 102—104 (с. 256—259)).

з° Phedon, 64с—65а (р. 13—14).

31 Phedrc, 246 а—d // Platon. Oeuvres completes, t. IV—3 / irad. L.Ro­
bin. Paris, Les Belles Lettres, 1926, p. 35—36.

32 La Republique, livre IV, 443 d—e // Platon. Oeuvres completes,
t. VII—I / trad. E.Chambry. Paris, Les Belles Lettres, 1934, p. 44.

33 Понятие «использования представлений» (khresis ton phantasion)
является и в самом деле центральным у Эпиктета, для которого эта
способность, усыновляющая нас богам, — высшее благо, последняя
цель и основание нашей свободы (основные тексты; 1,3,4; 1,12,34; I,
20,5 и 15; 11,8,4; 111,3, i; III, 22,20; III, 24, 69).

34 Эти виды деятельности рассмотрены в«Алкивиаде», 131а—132Ь
(р. 105—107).

35 См. лекцию от 27 января, первый час.

36 Это тройное членение (медицина, хозяйство, эротика) задает
структурный план для UUsage dcs plaisirs и для Sousi de soi (см.: Dits et
Ecrils, IV. N 326, p. 385).

 

 

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия