Студопедия — Примечания. 1 Ср., например, что говорится у Стобея: «Подобно тому, как телес­ ная сипа являет собой некое напряжение (tonos) в нервах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 Ср., например, что говорится у Стобея: «Подобно тому, как телес­ ная сипа являет собой некое напряжение (tonos) в нервах






 

1 Ср., например, что говорится у Стобея: «Подобно тому, как телес­
ная сипа являет собой некое напряжение (tonos) в нервах, так и сила ду­
ши есть напряжение в суждении или действовании» (Florilegium, II,
564). По проблематике напряжения (tonos) в стоицизме и его роли в
монистических представлениях о мире («tonos — это внутреннее на­
пряжение, обеспечивающее целостность сущего», р. 90) главной оста­
ется работа А. Ж. Бельке (A. J. Voelke) «L'ldee de volonte dans le
stoi'cisme» (op. cit.), после классического исследования Э.Брейе (Вгё-
hier E. Chrisippe et 1'ancien stoicisme. Paris, PUF, 1910 (1950 2)).

2 По поводу 55, 57 и 58 писем Фуко замечает; «Письма Сенеки яв­
ляют собой пример повышенного внимания к вопросам здоровья, дие­
ты, недомоганиям и ко всем расстройствам, которые могут затронуть
как тело, так и душу». (Le Souci dc soi, op. cit., p. 73).

3 Марк Корнелий Фронтон (100—166), родом из Ну мидии, консул
в 143 г., известен прежде всего тем, что был учителем риторики у Мар­
ка Аврелия. Вероятно, он был хорошим оратором, но судить об этом
мы можем только по сохранившейся переписке с будущим императо­
ром. Эта переписка продолжалась с 139 по 166 год (год смерти Фрон­
тона). См. разбор этой переписки у Фуко в лекции от 27 января, второй

час.

4 Элий Аристид является автором шести «Священных речей», по­
священных этим болезням и их лечению (trad. A.-J. Fcstugiere, Paris,
Macula, 1986). См. об этом: Le Souci de soi, p. 73.

5 Ссылка на начало «Государства» Платона, к тому моменту, когда
Кефал, спрошенный насчет связанных со старостью тягот, отвечает:

 

 

«Я не раз встречал стариков, у которых все это не так; например, поэту Софоклу был при мне задан такой вопрос: „Как ты, Софокл, насчет лю­бовных утех? Можешь ли ты еще иметь дело с женщиной?" — „Что ты такое говоришь, право, — отвечал тот. — Да я с величайшей радостью избавился от этого, как убегает раб от необузданного и лютого госпо­дина"». (La Republique, livre I, 329 b—с // Platon. Oeuvres completes, t. IV / trad. E. Chambry, ed. citee, p. 6 (Платон. Государство. 1, 329 b—с. Соч. В 4т. Т. 3. С. 81)).

6 Во всем последующем описании Фуко на самом деле путает два текста Сенеки: отрывок из беседы «О спокойствии души»: «Добавь сюда тех, кто, подобно страдающим бессонницей, поворачиваются так и сяк, пытаясь найти удобное положение, пока их не настигнет уста­лость; сто раз ощутив себя не в своей тарелке, они, наконец, останавли­ваются не там, куда их привела тяга к переменам, но там, где их настигла старость» (II, 6, trad. R.Waltz, ed. citee, p. 76) и 32 письмо: «Жизнь наша коротка, и сами мы еще больше сокращаем ее своим не­постоянством, каждый раз начиная жить наново. Мы дробим ее на мел­кие части и рвем в клочки» (Lettrcs a Luciiius, 1.1, livre IV, lettre 32, ed. citee, p. 142 (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. ук. соч. Пись­мо 32, с. 60)). Ср. также: «Ты поймешь, до чего противно легкомыслие тех, кто ежедневно закладывает основания новой жизни» (Id., livre II, lettre 13, 16, p. 51 (там же, письмо 13, 16, с. 25)) и 23 письмо, 9.

7 «Спеши же, дорогой Луцилий, подумай, как бы ты ускорил шаг, если бы по пятам за тобою шли враги, если бы ты опасался, что вот-вот появится конный и пустится вдогонку убегающим. Так оно и есть: по­гоня настигает, беги быстрее» (Id., 32, 3, р. 142 (там же, письмо 32, 3, с. 60)).

8 Id. 32, 4 (p. 143) (там же, письмо 32, 4, с. 60).

9 Ср.: лекция от 24 марта, второй час.

10 В связи с вопросом о смертной или бессмертной природе души у
стоиков, в частности у Сенеки, см. лекцию от 17 марта, второй час.

" Ср. разбор этого изречения в лекции от 6 января, второй час.

12 См.: Andre J.-M. L'Otium dans la vie morale et intellectuelle romai-
ne, des origines a Pepoque augusteenne. Paris, PUF, 1966.

13 Египетская богиня Исида известна прежде всего тем, что она, со­
гласно популярному мифу, полный рассказ о котором имеется у Плу­
тарха (Isis et Osiris // Plutarque. Oeuvres morales, t. V-2 / trad.
C. Froidetbnt. Paris, Les Belles Lettres, 1988), собрала куски тела Осири­
са. В первые века нашей эры ее культ (одновременно вероломной жен­
щины, преданной супруги и заботливой матери) получил широкое
распространение и популярность его росла, так что в конце концов он
нашел признание у римских императоров (к примеру. Калигула велел

 

 

возвести в Риме храм Исиды) и получил философско-мистическое ис­толкование у гностиков. По поводу воздержания и исповеди в этих ри­туалах см.: Cumont F. Lcs Religions orientates dans le paganisme romain. Paris, E. Leroux, 1929, p. 36—37 et 218 N. 40, а также Turcan R. Lcs Cul-tes orientaux dans le monde romain. Paris, Les Belles Lettres, 1989, p. 113 (этими ссылками я обязан П.Вейну (P. Veyne)).

14 Ср.: Le Souci de soi, p. 68.

15 Ср.: id., p. 69.

16 О жизни и социальном составе античных философских школ см.:
Carlo Natali. «Lieuxct Ecole de savoir» // Le Savoir grcc, s. dir. J. Brunsch-
\vig & G.Lloyd. Paris, Flammarion, 1996, p. 229—248. Общие указания
можно также найти у П. Адо: Hadot P. Qu'est-ce quc la philosophic anti­
que?, op. cit., p. 154—158.

17 Об организации кружка Мецената (в который входили Вирги-
лий, Гораций, Проперций и др.) при дворе Августа в конце 30-х годов
до Р. X. см.: Andre J.-M. Мёсёпе. Essai de biographic spirituelle. Paris, Les
Belles Lettrcs, 1967.

18 О римском эпикуреизме в Кампании и, в особенности, о Филодеме
из Гадары и Луции Кальпурнии Писо Кесонии см. фундаментальный
труд специалиста по этой теме М. Джиганте: Gigante М. La Bibliotheque
de Philodeme et 1'epicursme romain. Paris, Les Belles Lettres, 1987.

19 Обычно выделяют (см.: предисловие Ф.Дома (F.Daumas) к его
переводу «De Vita contemplative» Филона, ed. citee, а также обширную
библиографию Р. Радиче (R. Radice): Filone di Alessandria, Naples, Bib-
liopolis, 1983) три «периода» критики: древний (от Евссвия Кесарий-
ского в III веке до Б. де Монфокона (В. de Montfaucon) в XVIII веке),
терапевтов рассматривают как одну из христианских сект; девятнад­
цатый век (Ренан и П. Лагранж), считается, что Филоп описал некую
идеальную общину; и, наконец, современная критика путем провер­
ки и сопоставления фактов свидетельствует реальное существование
группы терапевтов, сближая их с Ессеями (Esseniens) (см.: М. Delcor
и др.).

20 Как раз в лекции от 19 марта 1980г. Фуко разрабатывает важный
тезис о возобновлении Кассианом в христианстве языческих философ­
ских техник управления и испытания в связи с возникшей задачей под­
готовки отшельника до его ухода в пустыню.

21 «Руки под одеянием, правая на груди под подбородком, левая
выпрямлена вдоль тела» (Philon. De Vita contemplative, 476M / trad.
P. Miquel, e"d. citee, § 30, p. 99—101).

22ld.47IM, §2 (p. 81).

23 «На фундаменте самоконтроля (egkrateian) они возводят здание других добродетелей» (id., 476M, § 34, р. 103).

 

 

24 «Полагая седьмой день особо священным, они воздают ему ред­
костные почести; в этот день, завершив заботы о душе (ten tes psukhes
epimeleian), они натирают маслом тело» (id., 477М, § 36, р. 105).

25 «Род терапевтов, неустанно прилагающих усилия к тому, чтобы
научиться видеть ясно, стремится к созерцанию Бытия» (id., 473M,
§10, р. 85).

24d.,476M, §35 (р. 103—104). 27 Id., 475M, § 28 (р. 97).» Id, § 26 (р. 97).

29 См. лекцию от 12 января, первый час, и лекцию от 24 марта, вто­
рой час.

30 О политической организации пифагорейской общины и аристо­
кратических тенденциях в ней см. классическое описание А.Делатта
(A.Delatie) в главе «Organisation politique de la societe pythagoricienne»
// Essai sur la politique pythagoricienne (1922). Geneve, Slatkine Reprints,
1979, p. 3—34.

31 См. имеющие решающее значение тексты Эпиктета из «Бесед»
(вся первая глава IV книги, и прежде всего книга вторая, I, 22—28, по­
казывающая, что получить свободу в присутствии претора еще не зна­
чит перестать быть рабом) и «Руководство» (XIV), а также о свободе
мудреца (67 и 77) из Ватиканских изречений Эпикура.

32 «И почему это Аполлон? Почему он прорицает? Почему он вы­
брал такое место, которое делает его прорицателем и источником ис­
тины, и куда стекаются все обитатели ойкумены? Зачем выбито на стене
храма „Познай самого себя", если никто не понимает этих слов? Уда­
лось ли Сократу убедить всех приходивших к нему позаботиться о себе?
Вряд ли и одного из тысячи». (Entretiens, III, I, 18—19, ed. citee, p. 8).

33 Намек на знаменитую орфическую формулу инициации, говоря­
щую о малочисленности избранных; ср.: «много тирсоносцев, да мало
вакхантов» (Platon. Phedon, 69с / trad. L.Robin, ed. citee, p. 23 (Платон.
Федон. 69 с. II Платон. Соч. В 4 т. Т. 2. М, 1993. С. 21)).

 

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия