Студопедия — Основные черты культуры кочевников-скотоводов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные черты культуры кочевников-скотоводов






Представитель развитой греческой цивилизации Геродот с большим изумлением писал о скифах-кочевниках: у них «нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках».

Если у земледельцев общество объединяется не только общностью происхождения, но и общностью места жительства и труда, то у кочевых народов одна единственная скрепа – кровь,поэтому это общество монолитной прочности и сплоченности. Это не народ, но племя – объединение родственников. Центром является прародитель и хан, как его потомок. Индивиды непрерывно заменяют друг друга: умер один – другой есть его тождество, и так безостановочно.

У народов - скотоводов модель-образец культуры– животное, а у земледельцев – растение, и соответственно значительна не земля, а надземие, горизонталь, в которой они передвигаются, снуют по нагорьям-плоскогорьям серединного пояса Азии.

Кочевники коренным образом отличаются от земледельцев, хотя и существуют и возникают параллельно:кочующий коллектив отличается о земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением, отличается от растения, навеки привязанного к месту своего произрастания. Кочевой народ – это «перекати-поле», все свое носит ссобой и ни от чего в этом смысле не зависит. Поэтому они представлялись земледельцам как символ свободы.

Но эта свобода кочевого народа от окружающих обстоятельств есть в то же время величайшая несвобода, рабство: они движутся только потому, что у них ничего нет, они через стадо, которое пасется, зависят от природы и ее плодов. Кочевник - не производитель, а уничтожитель плодов природы.

Кроме того, движение для прокормления стада – это просто перемещение, во время которого не возникает ничего принципиально нового, это просто движение в пространстве, но не развитие. Именно поэтому земледельческое бытие оказалось более способным развиваться, и именно земледельцы создали великие цивилизации, а кочевники запечатлелись в истории как «бичи Божьи». По сей день принцип общения с прирученными животными остался прежним, а все усовершенствования (электродоилки, механическая подача кормов,современный способ убоя скота) приходят в эту сферу извне, из города как питомника научно-технической мысли, а не изнутри данной сферы.

Такое существование наложило отпечаток на способ восприятия мира: все отмечают зооцентризм кочевников в мифологии,тотемизме, художественной образности. В культуре арабов, например, образом мира был верблюд: в их языке классификация животных по возрасту и полу насчитывает свыше ста терминов, а слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня.

Приэтом технология общения с животными была предельно элементарной и не стимулировала развития интеллекта,абстрактного мышления, оно предельно консервативно в организации отношений«человек-животное». Для передачи накопленного опыта из поколения в поколение и обучения молодых работать с животными здесь достаточно показа и устных пояснений. Поэтому в культуре скотоводов не родилась письменность, которая была необходимым средством закрепления и передачи опыта в аграрных и ремесленных культурах. В культурах земледельцев изобретение письменности повсеместно являлось правилом, ибо здесь по типу практической деятельности она необходима.

Скотоводы были обречены характером их производства на кочевой образ жизни, - его диктовала потребность постоянного поиска пастбищ для прокорма стад скота, им было недоступно стабильное городское бытие со всеми его производными, монументальной архитектурой, связанными с ней скульптурой,живописью, школой как институтом образования. Это все то, что обретет человечество на другом пути движения от первобытности, и вся совокупность этого будет называться цивилизацией.

Кочевье диктовало структуру жилища, обеспечивающего его мобильность – это сборно-разборные конструкции. Скифы жили в повозках 4-6-колесных, запряженных волами. Колесницы были изобретены в Месопотамии еще в IV тысячелетии до н.э. В них передвигаются женщины и дети, а мужчины следуют за ними верхом. Естественно, что при таком образе жизни скульптура могла существовать лишь в миниатюрном виде. Зато у них было развито ювелирное искусство, особенно декорирование сбруи и конструирования оружия.

Таким образом, художественная культура кочевников по своей зооморфной ориентации ценностно утверждало, поэтизировало и эстетизировало тот строй жизни, который основывался на управлении стадами животных и военных столкновениях с другими народами.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия