Студопедия — ДВИЖЕНИЕ И ПОКОЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДВИЖЕНИЕ И ПОКОЙ






Взаимосвязь предметов предполагает их взаимодействие, а вместе с этим и определенное их изменение, т. е. движение. Поскольку взаимосвязь органически слита с движением, то, осознавая взаимосвязь между предметами, человек неизбежно осознает и то, что эти предметы изменяются, т. е. находятся в движении.

Об изменчивости как следствии взаимосвязи, взаимодействия предметов человек неизбежно заключает из осуществляемой им повседневно трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет своей целью изменить тот или иной предмет или явление природы путем воздействия на него другим предметом (орудием труда), т. е. путем постановки этих предметов в определенную связь между собой. В процессе труда, ставя предметы в иную, чем они находились в естественном состоянии, связь, человек добивался их изменения в нужном ему направлении. Наблюдая всякий раз это явление, он приходит к мысли о том, что предметам внешнего мира свойственны изменения, движение. Больше того, именно это обстоятельство — знание того, что предметы внешнего мира могут измениться в результате их взаимосвязи и взаимодействия — лежало в основе труда, трудовой деятельности. Если бы человек не знал или не был уверен в том, что окружающие его предметы могут изменяться, он не стал бы на них воздействовать, не организовывал бы производства. Сам факт функционирования и развития производства у древних людей свидетельствует не только о том, что они понимали, что предметы внешнего мира обладают способностью изменяться в результате их взаимосвязи и взаимодействия, но и о том, что они успешно использовали эти знания в своей трудовой деятельности.

Итак, человек, осознав взаимосвязь и взаимодействие между предметами, неизбежно осознает и свойственные этим предметам изменения—движение.

На первоначальных стадиях развития философии движение понималось как возникновение одного и уничтожение другого. Такое понимание движения характерно, в частности, для первых древнегреческих философов (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра).

Выдвигая на первый план движение, изменение, первые древнегреческие философы, однако, упускали из ви-

ду устойчивость. На это обратили внимание последующие мыслители, в частности элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон). В противоположность первым философам, они в качестве исходного принципа выдвинули устойчивость, абсолютизировали ее и пришли к отрицанию движения. Эмпедокл восстановил исчезнувшее движение, но сохранил и устойчивость. Выдвинутые им четыре «корня» (вода, воздух, огонь и земля), образующие вещи, вечны и неизменны. Движение же у него представляет собой не уничтожение одного и возникновение другого, как это было у первых философов (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра), а перемещение указанных неизменных «корней», их соединение и разделение.

Дальнейшее развитие учения о движении наблюдается у Аристотеля. Он восстановил точку зрения, рассматривавшую движение как возникновение одного и уничтожение другого. Восстанавливая то, что выдвигалось первыми древнегреческими философами, он в снятом, т. е. преобразованном, виде включил в свое учение о движении воззрения последующих философов, в частности Эмпедокла. По Аристотелю, движение — это не только уничтожение и возникновение, но и рост, уменьшение, качественное изменение, а также перемещение тел в пространстве.

В последующие периоды развития материалистичеческой философии в понимании движения намечается тенденция абсолютизации механической формы движения материи. В XVII—XVIII вв. эта тенденция становится господствующей. В этот период движение трактуется как перемещение тел в пространстве. Такое понимание движения было, в частности, у Декарта, Гольбаха. «Движение, — писал Гольбах, — это усилие, с помощью которого какое-нибудь тело изменяет или стремится изменить свое местоположение»'.

Понимание движения как перемещения тел в пространстве является ограниченным, а потому и неправильным. Оно не охватывает всего многообразия изменений, свойственных материи. Не являются простым перемещением, например, изменения, происходящие в атомном ядре, в живом организме, в обществе и т. д.

Впервые последовательно научное определение движения было дано лишь основоположниками диалекти-

' П. Гольбах. Система природы. Соцэкгиз, 1940, стр. 13.

ческого материализма, в частности Энгельсом, который писал: «Движение, в применении к материи, —это изменение вообще» '. Оно «обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»2.

Итак, движение есть философское понятие, обозначающее любые изменения, происходящие в объективной действительности.

Движение является атрибутом материи, ее коренным свойством. Если это так, то оно неразрывно связано с ней. Не было, нет и не может быть материи без движения, так же как и движения — без материи.

О неразрывной связи материи и движения свидетельствует закон соответствия массы и энергии. Согласно этому закону, каждому определенному количеству массы соответствует строго определенное количество энергии. Всякое изменение массы сопровождается соответствующим изменением энергии, и наоборот, всякое изменение энергии вызывает соответствующее изменение массы.

Некоторые буржуазные философы и физики не признают органической связи движения с материей, «обосновывают» возможность сведения материи к движению и на этой основе объявляют первичным, определяющим энергию, а материю считают одной из форм энергии. В качестве доказательства своей точки зрения они ссылаются на случаи превращения вещества в свет, в частности электрона и позитрона в пару или тройку фотонов, рассматривая их как превращение материи в чистую энергию.

«Материя, — пишет, например, американский ученый Р. Маршалл, — это одна из форм энергии. При известных обстоятельствах возможно превращение материи в чистую энергию и чистой энергии в материю»3.

Нетрудно заметить, что сторонники указанной точки зрения исходят из домарксовского, метафизического понимания материи как вещества и тем самым искажают действительное положение вещей. Превращение электронов и позитронов в фотоны — частицы света — представляют собой не превращение материи в энергию (чистое движение), а превращение одного вида материи

' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 563.

2 Там же, стр. 391.

3 Roy К. Marshall. The nature of Things, N.-Y., 1951, p. 46,

в другой, ибо материей является вся объективная реальность. К ней относится не только вещество, но и.свет, и бесчисленное множество других известных и еще не известных нам форм бытия.

Будучи объективной реальностью, существующей вне и независимо от человеческого сознания, материя ни вся в целом, ни частично не может исчезнуть, превратиться во что-либо нематериальное. Она существует вечно, бесконечно превращаясь из одного качественного состояния или вида в другие. Аналогичным образом обстоит дело и с движением. Оно, находясь в органической связи с материей, не может исчезнуть или превратиться во что-либо другое, не являющееся движением; количество его всегда остается неизменным. Подчеркивая вечность материи и движения и их органическую связь, Энгельс писал: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя...». И далее: «...количество имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же»1.

Положение о том, что материя органически связана с движением, что она является ее способом существования, может породить мнение, что в мире нет никакой устойчивости, никакого постоянства. Такую мысль, в частности, высказывал древнегреческий философ Кратил. Однако это далеко не так. Наряду с движением материи присуща и устойчивость. Постоянно изменяясь, материя в тех или иных своих частях определенное время остается неизменной, находится в состоянии покоя.

В отличие от движения, выражающего постоянное изменение, покой выражает устойчивость, неизменность. Будучи противоположным движению, покой, однако, не изолирован от движения, а органически связан с ним, является его моментом, частным случаем. Покой представляет собой относительно устойчивую систему движения, движение в равновесии. Например, солнечная система как покоящееся материальное образование есть не что иное, как движение составляющих ее планет, повторяющее строго определенные циклы, т. е. движение в равновесии. Относительно устойчивой системой движения является любое покоящееся тело, например, материальное образование неживой природы, животный

1 К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 20, стр. 59.

организм, человеческое общество. Ликвидируйте характерные для этих тел изменения, и они исчезнут как данные относительно устойчивые (покоящиеся) материальные образования.

Являясь особой формой движения, покой не исчерпывает всего движения, свойственного материальному образованию. Наряду с движением в равновесии каждое материальное образование включает в себя бесчисленное множество других изменений, которые до поры до времени укладываются в данную относительно устойчивую систему движения, не нарушают равновесия образующих ее элементов. Но, достигнув определенного уровня, эти изменения разрушают данную относительно устойчивую систему движения и приводят к образованию новой, устойчивой системы, которая, просуществовав определенное время, тоже разрушается вследствие происшедших в ней изменений и дает начало возникновению других относительно устойчивых (покоящихся) систем, а эти — для третьих, и так без конца. И если посмотреть на этот вечный поток перехода материи от одних устойчивых систем к другим, нетрудно заметить, что движение абсолютно. Оно существует всегда: и в момент возникновения относительно устойчивой системы (ибо возникновение той или иной системы происходит в результате соответствующего изменения предшествующих систем), и через нее (поскольку она представляет собой движение в равновесии), и в ее рамках, и в момент ее разрушения и возникновения новой относительно устойчивой системы. Что же касается покоя, то он относителен, временен, возникает вместе с возникновением той или иной относительно устойчивой системы и исчезает, когда эта система разрушается, снова возникает и, просуществовав определенное время, исчезает, и так без конца.

Итак, материя находится в постоянном движении, изменении, вечно переходит от одних устойчивых состояний к другим, разрушает одни материальные образования и создает другие. Но какова тенденция этих изменений, что возникает на смену разрушающимся материальным образованиям?

Одни философы считают, что движение материи осуществляется по кругу, что она вечно повторяет одни и те же циклы. Другие утверждают, что в ходе постоянных изменений материи происходит движение от высшего к

низшему, т. е. регресс. Третьи все изменения, наблюдаемые в мире, объявляют движением от низшего к высшему. Как же обстоит все на самом деле?

В действительности имеет место и круговое движение, и регресс, и движение от низшего к высшему'. Однако господствующим является движение от низшего к высшему. Движение от низшего к высшему, от простого к сложному называется развитием.

Примером развития могут служить: образование атомов из «элементарных» частиц, молекул — из атомов, возникновение живых организмов из неживых веществ, превращение простейших, лишенных клеточного строения организмов в одноклеточные, а затем и в многоклеточные, переход от организмов, способных отражать окружающую среду лишь в форме раздражимости, к организмам, обладающим ощущением и психикой, превращение стада обезьян в человеческое общество, переход общества от первобытнообщинного строя к рабству, феодализму, капитализму и, наконец, к социализму и т. д.

Говоря о том, что развитие является господствующей тенденцией в мире, нельзя думать, что каждая конкретная форма существования материи находится в состоянии развития. Наряду с материальными образованиями, изменяющимися от низшего к высшему, имеются и такие материальные образования, которые находятся в состоянии кругового движения или испытывают регрессивные изменения. Определяющая роль развития, его всеобщий характер выражается не в том, что все материальные образования непременно развиваются, а в том, что они обладают способностью к усложнению, к переходу от низшего к высшему. Будучи присущей всей материи, каждому материальному образованию, эта способность, как и всякая другая, проявляется лишь при" наличии соответствующих условий. Там; где эти условия складываются, неизбежно происходит изменение от низшего к высшему, от простого к сложному; там же, где эти условия отсутствуют, имеют место или движение по кругу, или регрессивные изменения. Причем, те материальные образования, которые оказываются вовлеченными в круговое движение или испытывают регрессивные изменения, не теряют способности перехода

' См.: К. Маркс и Ф. Энгельс.Соч., т. 2, стр. 91, 164

от низшего к высшему. Эта способность сохраняется у них при всех их изменениях и превращениях и сразу же дает о себе знать, как только начинают создаваться благоприятные для ее проявления условия.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия