Лекция 6.Проблема Реформации. Глубокий кризис в Европе. После схизмы между католичеством и православием – глубокий кризис. Обновление церкви, приспособление к потребностям и запросам общества, возможность для ц обеспечена дальнейшим существованием. Конфессиональный современный мир создан в результате реформации. Не новое явление обновления для церкви. Есть всегда это движение в ц за обновление. На протяжении ср веков – много обновленческих течений. Но при этом это не Реформация. В смысле всяких политических и орг претензий тоже есть масса примеров: соборное движение 14-15 века. Попытка поставить под контроль власть римских пап. Папская курия выходит из борьбы в целом успешно. Активная полемика курии и светских правителей. Войны, попытки свержения пап, отказ сотрудничества – острые проявления противостояния. Мощные папы на престоле тоже есть: Юлий 2 и Лев 10. Ощущение того, что ц слишком богата и предала забвению принципы христианства. Не создавали серьезной критической массы до какого-то времени. В начале 16 века – взрыв. Почему произошло? Связь с социальной психологией общества того времени. Общество – не только клир, но еще и огромное сообщество мирян-католиков. С этим сообществом – перемены, кот формируют новые запросы духовного плана. Эти растущие новые духовные запросы – причина Реформации. Она объединяет людей разных уровней. Эпоха повышения грамотности. Средний, городской слой – грамотные. Читали на латыни и на национальных языках. Состоятельные люди при этом и восприняли культуру Возрождения (элитарные слои). Чувство собственного достоинства входит в противоречие с традиционным аскетическим учением (человек-слабая песчинка). Ощущение слабости и беззащитности преодолено в большей степени. Т.к. люди оставляют тексты, то можно попробовать посмотреть то, что у него в душе. Проблемы, связанные со спасением – как человечество должно спастись? Интенсификация обращения к проблеме – возникают новые праздники. Праздники начинают входить в церковный календарь – всем вместе подумать над проблемой распятия Христа. Праздник Тела Христова – к концу 14 века сложился. Новые иконографические сюжеты – тема семи О Богородицы (сеть стонов). Процессии и организации мирян, кот отмечают все это мистериями. Стремление к формам благочестия, не связ с церковной жизнью. Дополнит действия, чтобы спастись – общины наподобие монашеских. Новые общественные объединения, похожие на секты (диоцио модерна в Нидерландах и Германии). Большое кол-во книжной продукции, кот показывает, как может быть воспроизведена индивидуальная практика благочестия. 14-15 – покетбуки подобного рода, молитвословы и часословы, рассчитаны по профильной нацеленность. Приспособление молитв к нуждам простых людей. Потребность индивидуально размышлять на тему собственного спасения. Что предлагает на это сама церковь? Теория первородного греха и тезис о единоспасающей роли церкви. Сначала – дуализм дух мира, потом – чистилище. Т.к. все запятнаны первородным грехом, то как спастись и что будет гарантией спасения? Человек может спастись только в лоне христианской церкви и заслугами Христа. + теория божественной благодати, кот и есть залог спасения. Благодать стали воспринимать как что-то овеществленное – поток света или тепла с небес, большое значение состава этой благодати. Либо чел сущ-во может её воспринять, праведник, уловив поток света, сам становится вместилищем этой благодати. Преизбыток благодати – еще одна идея. Хранитель благодати – церковь, как наследница Христа и апостолов. Т.к. хранит благодать, то может её отпускать и давать её всем, кому захочет. В реальной жизни сообщают через себя эту благодать священники. Это их миссия. Как совершается это сообщение? Регулярно через систему таинств, иногда каждый раз: 1. Крещение (приобщение младенца к сообществу христиан). Священник – ключевая роль. Вода как субстанция. 2. Причащение (евхаристия). Надо совершать регулярно. Прототип – Тайная вечеря. Священники – тоже большая роль в этом. Центральный момент – вознесение хлеба и вина над алтарем, в результате чего – пресуществление их во плоть и кровь Христа. Большое кол-во проблем в понимании таинства, деформация на протяжении СВ. кат церковь начинает причащать только хлебом (в теле есть и кровь), при этом дух-во причащается и хлебом, и вином. Сложность вопросов: как происходит это превращение, как может хлеб превратиться в нужную субстанцию? При этом существует большое кол-во полемик в самом духовенстве. Теория консубстанцинации и т.д., символическое превращение и напоминание о жертве Христа. Пахнет каннибализмом. Что случится, если освященный хлеб съест мышь, например? Можно ли убивать такую мышь? Попытки понять суть таинства. В среде самих теологов растет желание давать ответы на эти вопросы в более абстрактном смысле. 3. Миропомазание. Нечасто совершается. Миро (спец очищенная смесь масла оливы и благовоний). Смысл – миром мажут лоб, смысл – укрепление в вере. Тогда, когда верующему необходимо. В кат церкви – подростки, кот осмысленно уже произносят Символ веры. Часть обряда венчания тоже. 4. Покаяния или исповедь. Очень высокая роль. Важна роль священника. Периодически каяться в содеянных грехах. Священник имеет право очистить человека от греха. 5. Брак. Необязательное. Союз рассматривается как нерасторжимый и перед лицом Бога. 6. Елеосвящение. Перед смертью. Священник перед смертью делает практически то же самое, что с миропомазанием. Облегчение перехода в мир иной. 7. Священство – рукоположение в сан. Выделение его из остальных мирян. Система таинств направлена на внушение надежды на Спасение. Спасение еще обеспечивается соблюдением церковной дисциплины. Добрые дела для спасения. Что является истиной в церкви? Истина – Священное Писание. Но так же – Священное Предание. Это комплекс документов – постановления Всел соборов, папские буллы и т.д. живя в рамках этого поведения, человек может спастись. Что люди представляли относительно своей смерти? Когда и как происходит суд над нашей душой? Индивидуальный или перед всеми? Где-то должна быть промежуточная зона, между Адом и Раем. Формирование идеи Чистилища. Долгое время в серьезной теологии не признавалась, но к 14 веку прочно вошла в сознание и принята в доктрину. Как идея Ч связана с идеей благодати и спасения? Постепенно кат ц начинает учить, что на судьбу души, наход в чистилище, можно повлиять, т.к. она распоряжается благодатью, а благодать – церковью. Воззвав к ц можно повлиять на судьбу умершего. Заказ заупокойных молитв (как любое таинство). Регулярные молитвы очищают душу умершего из списка его грехов. Насколько эффективно – большое кол-во часовен, кот строились в крупных церквях и соборах. Десятки алтарей-капелл по кругу. Это часовни, где священники возносят дополнительные специальные молитвы. Папы – специальный документ – индульгенция. Грамота об отпущении грехов, даже смертных. Опят же связь с теорией благодати. Повод – проблема индульгенции, имеет ли право Ц и Папа на такие вещи? 1517, Ветенберг, Мартин Лютер. Учился в Эрфорде. Был очень заинтересован теологией, чем расстроил отца. Был монахом-августинцем на какой-то момент. Всегда казалось ему, что он является страшным грешником. Был в Риме, паломничал, искренне хотел обожать Папу. Рим в то время – величественный город пап, там Лев 10. Гл проект – строительство собора св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций. Вводят юбилей церкви. Разочарование Лютера. После возвращения – преподает. В Германию – миссия с порций новых индульгенций. По его мнению, Папа не должен теологически давать такие грамоты. Думал, что кто-нибудь из крупных иерархов церкви выступит против. Пишет на листе 95 тезисов против индульгенций и прибивает к дверям церкви университеты – тезисы для диспута. Кто-то отправил бумагу в Рим, а ответ ему – могут вызвать эти тезисы обвинения в ереси. Вся программа Реформации вытекает очень логично. Чем человек спасается? Человек спасается только верой в Христа (собственной и индивидуальной). Церковь не имеет права на утверждение своей единоспасающей роли. Если вера индивидуальна, то причем тут система таинств? Есть только таинство крещения и причащения. В Библии находит прототипы только для 2-х таинств, остальному примеров нет. Отрицает силу оставшихся пяти таинств, они не заповедованы никем. Возможен развод, если брак не таинство. Священное Предание – не авторитет, это сделали люди. Для спасения человеку необходимо знание Библии. Но люди мало получают просветительства в церкви, латынь многие не знают. Акцент на постижении св. писания, а не на пустых церемоний. Уход от ненужных вещей. Для этого задача перевода Библии на немецкий. Отказ от почитания Христа, бесполезно молиться святым, они не являются посредниками. Их образы – лишнее. Службу – акцент на проповеди. И раз все так, то зачем нам священники? Тезис о всеобщем священстве христиан. Не отрицал хорового пения псалмов.
|