Студопедия — Древнеримская культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнеримская культура






Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами "Западная Европа", в исходной своей форме создан Древним Римом и реально существует в пределах былой Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Не только основы права и государственной организации, не только устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим, но сами первоначала ее общественного бытия – идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей и т.д. – вышли из того же источника.

Древнеримская культура первоначально формировалась в пределах римской общины, позже она ассимилировала этрусскую, греческую, эллинистическую культуру.

Начальный этап ее охватывает XIII-III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества – этруские города, греческие колонии в Южной Италии, Сицилии и Лации, на территории которой в 754-753 гг. до н. э. основан Рим. К концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, от этрусков унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, цифры, одежду-тогу и др.

 

Религия, философия, литература

 

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма – почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема – основателей города. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса – бога начала и конца, Марса – божества солнца, Сатурна – бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму (от греческого antropos - человек, morfe – вид). Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

В 510 г. до н. э., по преданию, народ сверг последнего этрусского царя – Тарквиния Гордого. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой. В период ранней республики (VI-III вв. до н. э.) Рим подчинил всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права – "Законы XII таблиц" (серед. V в. до н. э.). Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского права.

Культура Римской республики определялась особенностями развития римской общины.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе.

С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Венера – с Афродитой и т.д.

Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни – переводами с греческого.

Первый римский поэт был грек Ливий Андроник, который переводил на латынь греческие трагедии, комедии, "Одиссею" Гомера. Его переводы были вольными – включал новые отрывки, изменял имена. Лукреций Кар в научной поэме "О природе вещей" (первая пол. I в. до н. э.) изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Он осуждает жестокость и абсурдность гражданских войн, терзавших общество, верил в могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия.

Начало римской прозе положил Катон Старший своим трудом "О сельском хозяйстве" (нач. II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) –философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство. Он заботился о популяризации греческой философии, переводя на латинский язык произведения многих греческих философов, дополняя их примерами из римской истории или цитатами поэтов.

Не менее знаменитым писателем того, времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные и другие темы. Он – единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 452. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия