Студопедия — ЧИСТОТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧИСТОТА






Древнерусское чистъ, чистый – «открытый», «свободный от обязательств», «святой», «священный».

Корень на славянской почве cit от и.-е. skei – «резать», «отсекать ненужное», «отделять».

Латинское scindo – «разделять», «рассекать», «разрывать». Греческое schizo – «отделяю», «расщепляю». Древнеиндийское chinatti – «рассекает», «отделяет».

По единому корню соотносится с понятием «Число».

Антитеза чистоте – мусор (Мучение). В этом смысле о состоянии чистоты можно говорить как о результате сублимации, трансмутации мутной и тяжелой первичной материи хаоса в свободную ясность философского камня, в чем, собственно, и заключается суть алхимического преображения. В метафорах мистико-психологического контекста данный процесс представляется рядом последовательных переживаний – озарения-инсайта – просветления – просветленности. Стало быть, «чистота» в Традиции мыслилась как свойство сакральное, священно-действенное. Свет лучист и чист, и потому свет свят.

Семантическое поле: Чистота – Число – Свобода.

 

Я

Обратим внимание на корневой ряд: Явиться – Явление (Воля).

Старославянское Азъ = общеславянское jazъ (интересно сравнение со словом «язык» – в смысле речи. (Слово).

Индоевропейский корень eg(h)om:eg’o означал «мое бытие», «мое присутствие здесь». Слово «мой» как несущее значение «принадлежащий мне» соотносится с понятием «свой». (Свобода).

В основании понятия “свой” лежит и.-е. корень se-. Отсюда происходит и “свойство”, на старославянском – собьство, которое обладает еще значением “существо” (Быть).

“Свой” же подразумевал следующую систему значений: готское swes «собственный», исландское svas «дорогой, любимый». В древнерусском собьство – «ипостась» (о Боге), «природа», «сущность» (Быть). Отсюда же глагол собьствовать – «усвоить». «Особа» примыкает к указанному ряду значений, а в изначальном контексте это понятие идентично понятию индивидуум.

Представленные параллели так или иначе побуждают нас обратиться к сравнительному рассмотрению понятий, которые в обиходе часто путают и подменяют одно другим – «Я» и «Эго», между тем, как между ними пролегает существенная разница.

Обратимся к остроумному замечанию Ф. Перлза, который приводит тонкое различие между этими понятиями: выражение "я хочу признания" вполне можно заменить таким как "мое Эго нуждается в признании". Но замена "я хочу хлеба" на " мое Эго хочет хлеба" звучит довольно абсурдно.

Таким образом, становится очевидным, что "Эго" и "Я" - структуры отнюдь не идентичные.

"Я" - спонтанно, свободно, аутентично, то есть равно себе и естественно, как естественен миг, когда ребенок произносит это слово, узнавая свое место в окружающем мире.

"Я" - и есть мир, концентрирующийся в точке своего самоопределения.

"Я" - это момент истины. И потому «Я» соотносится со смысловым рядом Жизнь – Живая Зона – Индивидуум.

"Эго" - искуственно, пристрастно, претенциозно, амбициозно, чванливо и глупо. Оно – проводник чужих желаний, а потому становится источником личных проблем. «Эго» соотносится со смысловым рядом Смерть – Мертвая Зона – Личность.

Семантическое поле: Я – Явление – Воля – Слово – Бытие – Свобода – Индивидуум.

ЯЗЫК

Корень ez- (oz) восходит к понятию «узы». От этого корня было образовано общеславянское jez-yk-ъ – «речь», «то, что связывает людей, соединяет их в народ, племя», а также просто «народ», «племя».

Узы – то, что «связывает, объединяет». Отсюда древнерусское узелъ – «связка», «чародейственная навязь, носимая для предохранения от болезни или несчастья».

Знак – как носитель языка – связывает значение, концентрирует его в сжатую, заряженную смыслом форму, то есть организует структуру – информацию. В данном качестве знак является своеобразным семантическим узлом, стягивающим в одну точку силовые линии реальности. Благодаря этому свойству он перестает быть ergon (вещью) и становится energia (действием).

Фоносемантически понятие «язык» соотносится со значением «я».

Семантическое поле: Язык – Узы – Речь – Связь – ДействиеСловоЯ.

 

ЯЙЦО

И.-е. база oi - производит общеславянское aj.

Далее наблюдается переход значений: латинское ovum «яйцо» развивается из oum<oom<oiom.

И.-е. ouii-om – «яйцо», «семя».

Семя: содержит и.-е. корень se- «связывать» и суффикс men- «разум».

На выходе получается значение – «связанный с разумом», которое прямым образом соотносится с символикой представленного понятия, известной как Мировое Яйцо, или Яйцо Мира.

Изначально яйцо олицетворяло собой потенциальную возможность, семя зарождения и тайну жизни. У алхимиков яйцо является вместилищем материи и мысли. Из него вылупляется философский камень, называемый цыпленком, что символизирует акт творения и плодородие.

В древности Небосвод (Небо) представлялся гигантским яйцом, прародителем всего сущего. Интересно отметить, что современные астрофизические наблюдения отмечают то, что Вселенная имеет форму светящегося яйца.

Кроме того, форма яйца – овал (ovo – «яйцо) является первичной формой живой материи.

Семантическое поле: Яйцо – Семя – Связь – РазумМысльНебоЖизнь.

 

 

Приложение







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия