Студопедия — Трактовка основного конфликта «Горя от ума» в русском литературоведении: конкретно-исторический характер и расширительное толкование И. Гончаровым. Проблема разрешения конфликта.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Трактовка основного конфликта «Горя от ума» в русском литературоведении: конкретно-исторический характер и расширительное толкование И. Гончаровым. Проблема разрешения конфликта.






Трактовка основного конфликта «Горя от ума» в русском литературоведении: конкретно-исторический характер и расширительное толкование И. Гончаровым. Проблема разрешения конфликта.

Сюжетную основу «Горя от ума» составляет драматический конфликт между умным, благородным и свободолюбивым героем и окружающей его косной средой реакционеров. Этот избранный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. После Отечественной войны, в годы зарождения и подъема движения декабристов, борьба нового со старым острее всего выражалась в форме открытого столкновения между молодыми глашатаями новой, «свободной жизни» и воинствующими охранителями реакционных порядков. Сам Грибоедов с предельной ясностью раскрыл содержание и смысл драматического конфликта, положенного в основание комедии. Он писал П. А. Катенину: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». И далее Грибоедов показывает, как планомерно нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом. Сперва это общество предает его анафеме, которая носит характер политических обвинений: Чацкого объявляют смутьяном, человеком, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй. В конце концов голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. С развитием этого конфликта строго согласована вся сюжетно-композиционная структура комедии. Судьба Чацкого изображена в «Горе от ума» как бы в двух планах: во-первых, Грибоедов рисует картину идейного столкновения героя с обществом; во-вторых, показывает катастрофическое крушение его любви к Софье Фамусовой. Однако обе драмы Чацкого — и общественная и личная — развертываются не разобщенно, не каждая сама по себе, но во взаимосвязи, во внутреннем единстве. Обе они слиты неразрывно, сплетены одна с другою в стройном, стремительно развивающемся и психологически глубоко мотивированном сюжете. Личная драма Чацкого обусловлена социально. Она – следствие общественных условий, определивших горестную судьбу умного и благородного героя в фамусовском мире. Софья целиком принадлежит этому миру. При некоторых положительных душевных задатках, она по всем своим взглядам, привычкам и склонностям кровно связана с породившей и воспитавшей ее средой. Сам Грибоедов не отделял Софью от толпы «25 глупцов», преследующих Чацкого. Для Софьи Чацкий — «человек опасный», так же как и для ее отца. Софья, а не кто иной, оказывается главной виновницей распространения злостной сплетни. Это говорит о том, что конфликт героя со средой, изображенный в комедии, распространяется на все житейские отношения и связи героя, в том числе и на чисто личные, интимно-любовные. Личная драма Чацкого органически включается в основную общественно-политическую тему комедии — тему столкновения и борьбы двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов. Жестокие нравы крепостников, менявших верных слуг на борзых собак; раболепство перед сильными мира сего, совмещавшееся с хамством в отношении низших и слабых; вражда к просвещению, к малейшим проблескам свободной мысли; позорное низкопоклонство дворянской верхушки перед заезжими «французиками из Бордо» — на все откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен неукротимым гневом, горячей гражданственно-патриотической страстью. Комедия его произвела в среде крепостников впечатление разорвавшейся бомбы. О конфликте "Горе от ума" до сих пор идут споры между разными исследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному. Много говорилось в литературоведении о конфликте "века нынешнего" и "века минувшего". "Век нынешний" представляла молодежь. Но молодежь - это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится их. Его девиз - жить по правилу: "Мне завещал отец…". Скалазуб же вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Грибоедов не сталкивает "отцов" и "детей", он противопоставляет им Чацкого, который оказывается в одиночестве. Если принять во внимание время написания "Горя от ума", то можно предположить, что Грибоедов использует столкновения разума, долга и чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеет многослойное строение. Чацкий - вечный тип. Он пытается привести в гармонию чувство и разум. Он сам говорит, что "ум с сердцем не в ладу". Современники Грибоедова и его друзья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение и провозглашение их идей, а ее конфликт - как борьбу прогрессивной молодежи в лице Чацкого, представителя "века нынешнего", и старых консервативных идей "века минувшего". Но, увлекшись горячими монологами Чацкого, приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания концовке пьесы. Она вовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картина финала не несет в себе оптимизма. Однако Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу-"Один в поле не воин". Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва"







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 791. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия