Студопедия — Глава 1. Общественное благо и общественное счастье.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Общественное благо и общественное счастье.






Поскольку понятия об общественном благе и общественном счастье тесно связаны между собой, мы рассмотрим их в одной главе.

Анализируя представления Луи Антуана Сен-Жюста и Жоржа Кутона об общественном благе, нужно помнить, что оба мыслителя были сторонниками идей Жана-Жака Руссо о естественной свободе и народном суверенитете. Поскольку в настоящей работе мы не занимались выявлением философских начал политики Сен-Жюста и Кутона, мы воспользуемся тем, что предлагает Джон Талмон в своих «Истоках тоталитарной демократии». По мнению Талмона, общественным благом по Руссо является свобода, однако свобода, но свобода осмысленная, заключающаяся в подчинении иррациональных и эгоистических побуждений отдельной личности рассудку и общественному долгу[31]. Подтверждение мысли Талмона мы видим уже во «Второй речи против короля», где Сен-Жюст называет общественным благом свободу[32], ограниченную «общей волей», поскольку носителем свободы является народ[33], как говорит Сен-Жюст в речи «О конституции Франции». Исходя из идеи народного суверенитета, Луи Антуан Сен-Жюст считает, что «народ всегда справедлив[34]», следовательно, свобода отдельного человека должна быть подчинена «общественной свободе». В речи «Об общей полиции, торговле, законодательстве и преступлениях фракций» от 26 жерминаля II года (15 апреля 1794 года) свобода провозглашается абсолютной ценностью, во имя которой должны погибнуть все враги свободы (сторонники тирании, мошенники, заговорщики). В «Республиканских установлениях» (весна 1794 года) Сен-Жюст пишет о том, что революция должна завершиться «установлением совершенного счастья и совершенной общественной свободы посредством законов[35]». В этом же трактате Сен-Жюст дает основные характеристики «общественного счастья» - право гражданина на законное сопротивление несправедливости, добродетельность и умеренность магистратов, гармония в общественных отношениях между мужественными и воздержанными людьми, приоритет общественных интересов над частными интересами[36]. Мы [Комитет общественного спасения], - говорит Сен-Жюст в речи «О лицах, содержащихся в тюрьмах», предлагаем счастье добродетели и скромного достатка, предлагаем счастье наслаждаться необходимым и отказаться от излишеств, предлагаем вам счастье ненавидеть тиранию, довольствоваться своей хижиной и плодородным полем, возделанным собственными руками[37]. Не отрицая права гражданина иметь собственность, и Сен-Жюст, и Кутон, считали, что богатство является помехой на пути к общественному счастью. «Бескорыстная любовь к отечеству – основа свободы[38]», говорит Сен-Жюст 16 февраля 1793 года в речи «О реорганизации армии. Ему вторит Кутон: «Что нужно для счастья – несколько унций пищи в день, радость творить добро и сознание того, что совесть чиста, вот и все[39]».

Таким образом, мы видим, что продуктом реализации «свободы» является «общественное счастье», которое достигается путем улучшения нравов, вернее, путем восстановления «естественной добродетели». Как восстановить «естественную добродетель», нам подскажет Кутон, который, будучи комиссаром Конвента, боролся с «нравственной испорченностью» в родном Пюи-де-Доме. Предвосхищая «Республиканские установления» Сен-Жюста, осенью 1793 года Кутон создавал в своем департаменте контролируемую государством систему образования и воспитания, искоренял «фанатизм и предрассудки» католической церкви, очищал церкви от излишних богатств, служащих, по его мнению, лишь поводом для гордыни священников[40], разбивал «каменные идолы» (то есть, статуи католических святых), устраивал пышные празднества — например, праздник в честь «мучеников свободы» (Марата и Шалье) 30 брюмера (20 ноября) 1793 года, во время которого из церквей выбрасывались реликвии, - в целом, провел курс «революционной терапии»[41].

Итак, рассмотрев представления Сен-Жюста и Кутона об общественном благе и общественном счастье, а также средствах достижения общественного счастья, мы попытаемся разобраться, кто же был врагом свободы и общественного счастья.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 850. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия