Студопедия — М.Ф. Титоренко, доктор исторических наук, г. Краснодар О.Г. Шкилёва, г. Черкесск
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М.Ф. Титоренко, доктор исторических наук, г. Краснодар О.Г. Шкилёва, г. Черкесск







В российской и региональной системе образования под веянием эпох, государственной идеологии, внутренних механизмов исторических процессов исследователи в разные годы выявляли интересные, порой уникальные моменты. Тем не менее, в этой мощной и многогранной сфере осталось много «белых пятен», представляющих интерес в историческом, образовательном, общественно-политическом смысле.

Чтобы понять, как шёл процесс становления и развития образования на Кубани, необходимо сделать небольшой экскурс в историю России. В начале ХIХ в. в стране широкое распространение получили ланкастерские школы (школы взаимного обучения), в которых декабристы обучали грамоте солдат, одновременно вели среди них политическую пропаганду. Эти школы вскоре были запрещены.

Значительный шаг вперёд в сфере образования сделал Александр I, считавший просвещение одной из основных задач государства. По указу императора в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, определены его функции и основные задачи. С 1801 по 1804 гг. число высших учебных заведений в России увеличилось с одного до шести.

Под руководством опытного реформатора графа П. Заводовского – министра просвещения – разработаны единые «Правила народного просвещения» и положение «О заведении училищ». При министерстве было образовано Главное правление училищ (Комитет), состоявшее из компетентных и преданных делу просвещения людей.

Одним из первых начинаний Комитета стало деление территории России на шесть учебных округов (Московский, Петербургский, Белорусско-Литовский – в других источниках Виленский – польский), Дерптский (немецкий), Харьковский, Казанский. Юг России вошёл в состав Харьковского округа.

В 1803 г. в Екатеринодаре. открылась 1-я войсковая школа. Наказной атаман Бурсак, не очень доверяя местным грамотеям, специально выписал из Московского университета студента Иванченко и гимназиста Полякова для преподавания наук в этой школе. В следующем году на базе войсковой школы открылось войсковое училище. Его смотрителем стал протоиерей К.В. Россинский – «самый деятельный поборник просвещения в Черномории» (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 746.).

В войсковом училище «дела казаки повели на собственные средства». Это учебное учреждение «имело свою собственную библиотеку, состоявшую из 155 книг и 10 томов Древней истории Голеня (по тем временам это было очень много).

31 августа 1803 г. вышел указ Военной Коллегии и Военного Министерства «О предоставлении Черноморского войска к производству в хорунжие грамоте умеющих». При всех «доблестях и достоинствах» неграмотные казаки не могли получить офицерского чина. Для укрепления дворянского сословия армейскими чинами жаловали лишь богатых, грамотных и преданных царскому правительству старшин (Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце ХVIII – первой половине ХIХ века. – Краснодар, 1993. С. 28.).

От полковых и линейных командиров требовалось знание «грамоты в такой степени, чтобы могли представлять начальству письменные донесения о команде им порученной, делать сношение по службе, вести приход и расход провианта, денег и вещей и отдавать положенный отчет» (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226.). Для получения офицерского чина надо было сдать экзамены. «Производящий испытание предлагал экзаменующемуся для чтения в присутствии своём печатную книгу и потом четкою рукою написанную рукопись. Если держащий испытание мог читать оную понятно и без замедления, то почитался в чтении твердым».

По чистописанию требовалось переписать около страницы из книги или рукописи без многих грубых ошибок, письмоводству – ясно и правильно излагать в письме свои мысли. Знание счетоводства заключалось в том, чтобы «некоторую сумму и некоторое количество провианта записать в приход, затем якобы изъять и записать в расход». Кроме того, армейские чины сдавали экзамены по выправке, ружейным приёмам, стрельбе в цель, ротному, батальонному и стрелковому учениям, гарнизонной службе (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226-об.–227.).

Важным законодательным актом в сфере народного образования стал университетский устав, утверждённый 5 ноября 1804 г. В его основе – принципы бессословности и бесплатности обучения, единство всех ступеней образования (Колягин М.Ю., Савина О.А., Тарасова О.В. Организация народного образования в России (первая половина ХIХ в.) // Начальная школа. 2004. № 4. С. 120.). Вместо отставных военных, ранее назначаемых директорами учебных заведений, университеты стали готовить руководителей средних и низших учебных заведений. Впервые в России вводилась государственная система преемственно связанных между собой учебных заведений, появились единые планы. Каждое нижестоящее заведение готовило к поступлению в последующее. В губернских городах открывались четырёхклассные училища, приближающиеся по своему типу к средней школе. Детей крепостных крестьян в гимназии принимать запрещалось.

Становление и развитие образования на кубанской земле шло в русле общих российских веяний. Учебные заведения пользовались теми же учебниками и пособиями, что и остальные регионы России. Образовательные процессы набирали обороты. Реформа народного образования, проведённая в начале ХIХ в., послужила своеобразным толчком к открытию школ. Различные общества способствовали распространению просвещения и содержали учебные заведения за свой счет.

Кубанские казаки в 1805 г. пожертвовали на развитие войскового училища 4376 р. (ГАКК. Ф. 1547. Оп. 1. Д. 105. Л. 37, 36.). В содержании училищ на Кубани принимали участие войско, приходы, частные лица, в очень слабой мере – казна (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 751.).

В 1805 г. в России впервые стали брать плату за обучение (из-за скудности заработной платы учителей, сложности содержания учебных заведений). Считалось, что родители, «внося плату за обучение, станут принуждать своего ребенка прилежнее учиться». Министерство просвещения устанавливало плату за обучение в зависимости от местных обстоятельств, в приходских училищах 5 р., уездных – 10, гимназиях – 15 (См. МПН. – СПб., 1875. Т. 1.; Пашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе в ХIХ – начале ХХ веков. – Баку, 1991.). Малообеспеченные ученики от платы освобождались.

В 1806 г. в Петербурге открыт педагогический институт с несколькими факультетами, в целом число гимназий по России достигло 42, уездных училищ – 405. Значительно увеличился отпуск средств на нужды учебных заведений: на каждый университет выделялось по 130 000, гимназию – до 6 500, училище – до 1 600 р. Это были самые продуктивные годы в истории образования России (Корнилов А.А. Курс истории России ХIХ века. – М., 1918. С. 76.). Через четыре года бюджет Министерства народного просвещения уменьшился почти в 4 раза. Большей частью новые учебные заведения открывались на пожертвования или частные сбережения граждан.

С 1808 г., согласно царскому указу, крестьянским детям запрещалось поступать в гимназии и университеты, была увеличена плата за обучение в приходских и уездных училищах. В учебных заведениях основным предметом стал Закон Божий, для его преподавания готовили специалистов в университетах. К 1809 г. в гимназиях обучалось 2 838 человек.

На Кубани в это время путь к образованию в значительной степени «лежал через школу приходского дьяка и через писарню земского повытья, где робкое детское перо погружалось в обломок бутылки, заменявшей чернильницу. От цветущей долины первых игр детства до чернильной вершины войскового Парнаса считалось три поприща: грамотка, часословец и псалтырь» (Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. – СПб.,1858. С. 96.). Через служителей культа познавали «государеву политику», нравственность, учились бороться с дурными помыслами, уважать власть, отвечать за свои поступки, анализировать собственное поведение, делать выбор между добром и злом.

Должностные лица на Кубани уделяли образованию пристальное внимание, что ускоряло открытие учебных учреждений. В 1810 г. в Черномории действовали 10 приходских школ и войсковое училище – это значительно превышало количество учебных заведений на тот период в центральной России (Кубанские станицы. – М., 1967. С. 287.). В соседней области Войска Донского, «более многочисленного, богатого и обжившегося, сравнительно с черноморским казачеством, было в то время только 3 приходских училища» (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 750.).

В 1811 г. для подготовки государственных служащих из числа дворян по инициативе Александра I был открыт Царскосельский лицей; для Юга России при Харьковском университете открылся педагогический институт. В него принимали лиц, имеющих законченное университетское образование. Подготовка учителей сводилась к знакомству «с педагогическими и дидактическими правилами», посещению учебных занятий опытных преподавателей, чтению пробных лекций и проведению показательных уроков.

Практическое значение педагогической теории недооценивалось. Возможности для самообразования и реализации творческого потенциала педагога были ограниченными, вследствие чего «искренне преданный своему делу учитель охлаждался и впадал в рутину» (Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915. С. 265.). Для подготовки руководителей учебных заведений в педагогическом институте была утверждена особая кафедра.

В 1812 г. Министерство народного просвещения издало постановление, согласно которому запрещалось принимать в наставники и домашние учителя иностранцев, «не прошедших испытания в умственных и нравственных качествах». Ответственность за невыполнение данного постановления возлагалась в равной степени на родителей, «принявших в свой дом иностранца без аттестата», и на лиц, «вступивших противозаконно в обязанности гувернёра» (Сборник постановлений по МНП. Т. 1. – СПб., 1875. С. 776.).

В том же году началось изгнание самообучения на Кубани. Были открыты школы в Тамани, Щербиновке, станицах Брюховецкой и Гривенской, к 1819 г. – в ст. Роговской, Темрюкской, Медведовской, Куровской, Леушковской и Пластуновской (Пашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе в ХIХ – начале ХХ веков. – Баку, 1991. С. 20.). Процесс искоренения самообучения был длительный. «Легче было выгнать многочисленных врагов из России, чем заставить черноморского казака отказаться от векового обычая учиться грамоте и письму по собственному разумению и без всякой опеки со стороны» (Щербина Ф.А. Указ. соч. С.747.). В сфере народного образования в дореформенный период «разрешалось корректировать программу курса в соответствии с местной спецификой» (Кумпан Е.Н. Миссионерская деятельность русской православной церкви на Северо-Западном Кавказе (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) // Голос минувшего. 2004. № 3–4. С. 18.).

Обучение грамоте передавалось «преемственно от одних лиц к другим; посредниками этой преемственности были лица духовного сословия, местные грамотеи и писари». Специфические черты в образовании определялись народными традициями (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 744.). Просвещением и образованием «в народе» нередко занимались люди, для которых дело обучения грамоте было основной профессией. «Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества» (История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1981. С. 119.). Нередко в школах учительствовали писари, солдаты, «люди в педагогическом отношении никуда не годные и подчас вредные в воспитательном отношении» (КОВ. 1878. № 49.).

Как «вид частного учения» широкое распространение получило домашнее образование. На дому могли обучаться большей частью представители «просвещённого меньшинства» (дворяне, чиновники). Домашние учителя в частных домах занимались с детьми одного семейства. Такое образование имело характер «индивидуальный, приноровленный к личности учащегося, и тем самым отличалось от учения в школах, будь то школы правительственные или частные» (Сергеева С.В. Домашнее образование в России в первой половине ХIХ в. // Педагогика. № 7. 2003. С. 88.).

Домашнее образование, как правило, осуществляли священнослужители, преподаватели высших учебных заведений, студенты российских университетов и духовных академий, выпускники гимназий и пансионов. Испытание на звание домашнего учителя проводилось в университетах или лицеях; где не было университетов, – в гимназиях. С этой целью создавался специальный комитет из профессоров, который решал вопрос о пригодности претендента на звание домашнего учителя. Без испытаний это звание получали вышедшие в отставку штатные учителя, преподававшие не менее трёх лет в гимназиях и равных им учебных заведениях.

Право на приобретение звания домашнего учителя имели гражданские чиновники и отставные военные. От лиц податного сословия, изъявивших желание сдать экзамен для получения звания домашнего учителя, требовался «увольнительный вид от общества» (Сергеева С.В. Домашнее образование в России в первой половине ХIХ в. // Педагогика. № 7. 2003. С. 90.). Домашние наставники и учителя считались состоящими на действительной службе по ведомству Министерства народного просвещения.

При обучении на дому пользовались книгами и пособиями, одобренными государственной системой образования. По желанию родителей домашние педагоги могли пользоваться и другой литературой, но обязательно разрешённой цензурой и не имевшей «вредного влияния на нравственность, народное чувство и вообще на образ мысли воспитываемого юношества» (ЖМП. Ч. III. Д. 1. – СПБ., 1834.).

Образовательный уровень домашних учителей был различным. В правовом и материальном отношении их положение было хуже, чем учителей гимназий. Наличие домашних учителей способствовало повышению образовательного уровня народов России.

В 1816 г. министром народного просвещения России стал князь А.Н. Голицын, руководивший до того Библейским обществом в России. Через год по его проекту Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Основной задачей Министерства стало внесение в дело просвещения религиозных аспектов. В университетах курс политической экономии строился на основании истин Священного писания. Студентов заставляли и маршировать, и петь хором молитвы. Провинившихся сажали в карцер, надевали на них дощечки с надписью «грешник», после чего они должны были приносить покаяние.

В 1819 г. во всех российских университетах были учреждены кафедры богопознания и христианского учения, введены курсы богословия. В начальных школах – по предложению московского митрополита Филарета – было запрещено изучение книги «О должностях человека и гражданина»; из курса уездных училищ исключили начала естественной истории, сократились курсы географии и истории.

В том же году начался сбор пожертвований в Екатеринодаре для устройства гимназии. В феврале было собрано 23 332 р. 80 к. «Есаул Бондаревский пожертвовал в пользу гимназии дом, стоящий 4 000 р., и наличными деньгами 1 555 р. Министр финансов, по предложению Министра народного просвещения, со своей стороны, ассигновал на Черноморскую гимназию штатную сумму в 5 800 р. Гимназия была открыта 1 октября 1819 г.» (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 768, 752, 753.). Директором гимназии назначен войсковой протоиерей К.В. Россинский.

В основе профессионального образования лежало обучение основам наук. Систематизированных педагогических знаний программой не предусматривалось. Учёные степени присваивались в университетах. Сначала была установлена комбинация «кандидат» – «магистр» – «доктор наук». В 1819 г. она дополнена компонентом «действительный студент». Этого звания удостаивались прошедшие полный университетский курс и получившие «надлежащий аттестат» (Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи и ХVIII в. – 1917 г. – М., 1994.). Студенты, желающие работать учителями в городских училищах, имели право за счет казны оставаться ещё на один год при училище – для подготовки к поступлению в учительский институт (Матвеев О.В. Кубанское Александровское реальное училище в Екатеринодаре (1880–1917 гг.) // Краснодару – 200 лет. – Краснодар, 1993. С. 109–110.).

В провинциальных учебных заведениях в начале ХIХ в. дворянских детей было мало (их обучали на дому частные учителя). «К концу двадцатых годов в Черномории числилось уже 11 училищ. По тем временам такое количество школ считалось своего рода роскошью. Энтузиасты народного просвещения на Кубани – К.В. Россинский и В.Е. Толмачев. Обучалось грамоте – в основном, в Черномории – уже свыше 300 человек.

В сравнительно короткие сроки по всей стране «каждый церковный приход или два прихода вместе, судя по числу прихожан и отдалению их от жительств, имели, по крайней мере, одно приходское училище», подчинялись священнику и одному из почётных жителей (ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 74. Л. 62.).

Церковно-приходские школы (училища) предназначались для начального обучения детей и взрослых; учительские – для подготовки учителей начальных школ. К начальным учебным заведениям относились школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы. В них обучались дети казаков и иногородних. С разрешения епархиального архиерея в училища принимались дети лиц «инославного или иноверного исповедания», раскольников и сектантов.

Курс обучения в церковно-приходских школах – от 3 до 5 лет. Занятия начинались в разное время, продолжались неодинаковое число месяцев. Приходские школы существовали за счёт средств местных церквей, приходских обществ, епархиальных училищных советов и их отделений. Предпочтение во всех учебных заведениях отводилось Закону Божьему. «Законоучители стремились придать своему преподаванию практический характер, с каковою целью обращали серьёзное внимание на борьбу с распространёнными в приходе суевериями… С особою настойчивостью старались раскрывать детям положительное учение православной церкви в противовес раскольническим и сектантским нелепостям и бредням» (Отчет о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Ставропольской епархии за 1903 – 1904 учебный год. – Ставрополь, 1905. С. 17.).

Уроки, переводные и выпускные экзамены во всех учебных заведениях начинались с чтения молитв. На всех этапах обучения делался упор на «развитие и укрепление христианского чувства любви к Богу и ближнему, при всяких случаях применялась религиозная истина к жизни самих детей» (ГАКК. Ф. 677. Оп. 1. Д. 29. Л. 12.). Святейший Синод следил, чтобы «сие произведено было в действие без малейшего ущерба для священников и прихожан» (ГАКК, Ф. 250. Оп. 2. Д. 74. Л. 64.).

Церковь издавала небольшие брошюры для родителей по воспитанию детей, придерживалась принципа: «чему научен в детстве, что будет ребенок видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь» (Христианское воспитание детей. – М., 1905. С. 8.). Священнослужители учили детей «не развивать чревоугодие, укреплять мускулы, больше трудиться», обращали внимание на развитие ума, воли и сердца, воспитание совести.

Учащихся знакомили с предварительными понятиями о географии вообще и частями света. История начиналась с краткого изучения истории населённого пункта и русской истории, арифметика – с нумерации, решения практических задач и ведения счетов. В курс обучения входили церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика, рукоделие. На уроках рукоделия вязали чулки, шерстяные фуфайки, детские шапочки, кроили и шили бельё, платья, бешметы (КОВ. 1877. № 26.). Окончившие одноклассные начальные и двухклассные окружные школы, получали право поступать соответственно во 2-й и 4-й классы гимназий.

При уездных училищах открывались дополнительные курсы по судопроизводству, торговле, бухгалтерии, сельскому хозяйству и садоводству, механике, технологии, важнейшим правилам архитектуры.

Значительное место отводилось изучению отечественного и славянского языков. «Язык был и остаётся самой живой, самой обильной и прочной связью, соединяющей отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое… Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» (Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1988. С. 11.). На уроках отечественного языка учили «плавно и толково» читать «Родное слово». Знание славянского языка предполагало сознательное чтение Евангелия, умение передавать содержимое.

Учебные программы разрабатывались училищным советом и Святейшим Синодом, утверждались Министерством просвещения. Общепринятым учебником по Закону Божьему долгие годы была книга епископа Агафадора, более других «соответствующая программе и наиболее доступная для детского понимания». Для классного чтения – «Родное слово» Ушинского, букварь Тихомирова, «Первая учебная книжка» Паульсона, «Наш друг» барона Корфа, «Книга для первоначального чтения» Водовозова.

Методическим руководством к обучению отечественному языку служила «Русская грамота» Добровольского, славянскому – «Первая учебная книга церковно-славянского языка» Грушевского, а также пособия «Начатки детского школьного обучения» Дистверга, «Мир в картинках» Яблонского и картины Семёнова. В учебниках печатались азбука, нравоучительные изречения, заповеди, притчи, поговорки и пословицы, формы деловых бумаг, потешные листы; рассказывалось, как вести себя в церкви, за столом, при встрече со старшими, имелась специальная глава «Об игрании».

В уездных училищах преподавали «грамматику российского и местного (польского, немецкого и прочих) языков», сокращённый курс географии и истории, основы геометрии и естественных наук, «давали практические знания, полезные для местной промышленности, потребностей края и личных нужд». Училища нескольких соседних губерний составляли особый учебный округ, подведомственный одному из членов Главного Правления училищ, и содержались «из доходов городских обществ».

Гимназии и прогимназии в губернских городах находились «под непосредственным ведением и управлением губернского директора училищ». В них изучали «изящные науки», языки – латинский, французский, греческий, немецкий, логику, «основания чистой математики, механику, гидравлику и иные части физики, сокращённую естественную историю, географию, историю политической экономии и коммерции, гражданские обязанности и сочинения…, содержались гимназии за счет Приказов Общественного Призрения, с достаточным дополнением из казны, если потребуется» (ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 74. Л. 64об.).

«Науки высшей степени, нужные во всём пространстве, для всех знаний и разных родов государственной службы», преподавали в университетах. Способы и предметы преподавания определялись общим собранием профессоров и представлялись на усмотрение попечителю. Профессоров богословия утверждал Святейший Синод. Большинством голосов от нескольких факультетов университета на определённое время избирался старейшина (деканус). Старейшины всех отделений, общее университетское собрание и Главное Правление училищ избирали председателя правления – ректора (ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 74. Л. 64.).

Студенты университета получали степень кандидата и соответствующую выплату. Положенное число кандидатов наполнялось преимущественно казёнными воспитанниками. За работу учебных заведений перед Министерством народного просвещения отвечал губернский директор училищ, он через губернатора решал вопросы с Земскими Правительствами по их благоустройству.

Для воспитанников старших классов гимназий официально были введены телесные наказания – применялись они в случае крайней необходимости и с согласия родителей. Наказывали гимназистов за обман, «грубые ответы учителю или ослушание», «за курение табаку после запрещения», «за грубость и неуважение к репетитору», «за постоянную лень», «за частое нехождение в классы» (ЖМНП. № 11. 1858. С. 46.).

Самообучение и школьная инициатива на Линии не преследовались, в отличие от Черномории; видимо, в силу того, что грамотных в Верхнем Прикубанье было мало. На Линии было «много хороших боевых офицеров, но она бедна офицерами, сведущими в письмоводстве».

«Брожение умов» ставило перед правительством проблему поиска путей идеологического влияния на жизнь общества. В середине 30-х годов была выработана официальная идеология: самодержавие, православие, народность, которые, с одной стороны, должны были сохранить политическую и социальную стабильность, с другой – составить нравственную основу воспитания в обществе и стать «последним якорем в спасении России» (Зезина М.Р., Кошман Л. В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990. С. 189.).

В 1828 г. принят «Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского». Уставом предусматривалось создание единой системы управления начальными и средними учебными заведениями. Его отличительная черта – разрыв между уездными училищами и гимназиями. В уставе нашёл отражение принцип: «Каждому сословию свой уровень образования. Приходские училища – низшему сословию, уездные – детям купцов, ремесленников и «прочих городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновников» (Пашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе в ХIХ – начале ХХ веков. – Баку, 1991. С. 28.).

Начало ХIХ в. характеризовалось поиском форм и методов проведения национально-просветительской политики в рамках становления всей школьной системы в России. С образованием Кавказского линейного войска (1832) появились первые официальные школы (училища) на Линии. Находились они при полковых правлениях и назывались полковыми. В полковых школах присутствовало фронтовое обучение, преподавали Закон Божий, русскую грамматику, чистописание; наряду с ними существовали и частные школы.

В 1833 г. министром народного просвещения стал С.С. Уваров – человек образованный, инициативный. По его мнению, вооружать нацию знаниями необходимо было в той мере, в какой это требовалось для технических нужд государства. Необходимо охранять публику от проникновения в умы зловредных политических идей (Корнилов А.А. Курс истории России ХIХ века. Петербург, 1918. С. 175.). Образование должно быть «с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия отечества» (Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Т. IV. – СПб., 1910. С. 83.).

В 1835 г. принято Положение об учебных округах, согласно которому университеты освобождались от управления гимназиями и училищами. Во главе этих учебных заведений утверждались попечители. Они имели прямой выход на Министерство народного просвещения.

С 1836 г. при уездных училищах и гимназиях стали открываться реальные отделения. Для средней школы установили жёсткую классическую систему преподавания, предусматривающую обязательное изучение 1–2 древних языков, специальное обучение начиналось с IV класса. В 1837 г. Николай I подчеркнул, что образованием юношества должны заниматься училища, ведомства министерства народного просвещения, а также школы при полковых штабах и линейных батальонах (Моздалевский Л. Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. – Тифлис, 1880. С. 23.).

Путем слияния Закавказского края и Кавказской области (1844) было образовано Кавказское наместничество. Первым наместником нового территориального образования и Главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом назначен граф М.С. Воронцов. Учебные заведения Кавказского линейного войска по хозяйственной части находились в ведении войскового начальства, по учебным вопросам и преподавательским кадрам – в юрисдикции Кавказского учебного округа. Гимназии, с подведомственными им низшими училищами, составляли Дирекцию училищ, подчинялись непосредственно попечителю Кавказского учебного округа и содержались за счёт войсковой казны с некоторой добавкой из станичных доходов.

Стремление к светскому образованию росло. За счёт войсковой казны содержали из числа дворян: «10 воспитанников в отделении восточных языков при Новочеркасской гимназии, Харьковской гимназии и тамошнем университете – 5, одной из С.-Петербургских гимназий – 2, в военно-учебных заведениях – 14, инженерном училище – 1, лесном институте – 2, горном – 1, институте корпуса путей сообщения – 1. Всех учащихся с Кубани в заведениях войска и на стороне было в среднем 600 человек, все казачьего сословия…

Базовыми учреждениями для подготовки молодежи к учительской профессии, обучению в университетах и других высших учебных заведениях были гимназии. Приём учащихся осуществлялся раз в год, учебный год длился 11 месяцев. Почётные граждане и купцы жертвовали гимназиям солидные средства, выделяли помещения.

В 1845 г. Кавказское линейное войско было разделено на бригады, вместо полковых школ появились бригадные. «Система образования и её насадители отличались грубостью. С учителями ни сам смотритель училища, ни войсковая администрация не церемонились… На плоды просвещения смотрели довольно прозаически. И учащиеся, и родители не придавали серьёзного значения полному курсу обучения в училище. Лишь только школьник научался с грехом пополам грамоте и письму, как немедленно стремился на службу. Грамотный получал на службе лучшее место и скорее, чем неграмотный, производился в чин» (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 746.).

С 1848 г. училища Кавказского линейного войска по распорядительной и хозяйственной части перешли в ведение войскового начальства, по учебным вопросам и преподавательским кадрам – под юрисдикцию Кавказского учебного округа (Шкилева О.Г. Становление и развитие образования на Кубани // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах Юга России». – Астрахань, 2006. С. 267.). Управлял учебным округом попечитель В.Н. Семенов, он же был членом Совета Главного управления Кавказским краем. При попечителе существовали комитеты по созданию методических руководств и цензурный. В.Н. Семенов подчинялся наместнику, наблюдал за исполнением правил обучения, особое внимание обращал на преподавание русского языка на окраинах России, определял уровень знаний воспитанников, претендовавших на дальнейшее обучение в высших учебных заведениях (Пашаев А.Х. С. 74.).

После революционных потрясений 1848 г. была усилена цензура за деятельностью учебных заведений. Резко сократилось число студентов в университетах, кроме медицинского и богословского факультетов. Закрылись кафедры философии, истории, метафизики. Студентов и профессоров отдавали в солдаты, подвергали исправительным наказаниям. С 1849 г. в специальных классах вместо древних языков стали изучать русское законоведение. Основная цель этого курса – подготовка к службе.

В университетах всё острее ощущалось «боевое оппозиционное настроение, которое развилось к этому времени в обществе». Значительная часть власти была сосредоточена в руках попечителей университетов. При их непосредственном участии сократилось число вольнослушателей в университетах, студентам запретили создавать собственные организации, издавать газеты и журналы, участвовать в общественной жизни.

Министр народного просвещения России (П.А. Ширинский-Шихматов) в 1851 г. предложил Николаю I преобразовать реальные училища в промышленно-ремесленные школы с законченным образованием, отменить обязательное обучение детей в начальных училищах и не взимать с них плату за обучение, освобождать общины, желающие открывать учебные заведения, от налогов. Для желающих получить университетское образование предлагалось обучение в гимназиях с углубленным изучением древних языков, для лиц, готовящихся к гражданской службе, – законоведение, для тех, кто хотел посвятить себя военной службе, основным предметом была математика. Эти предложения в большинстве своём были одобрены правительством.

Несмотря на заметный прогресс в развитии образования, по всей России стало сокращаться число учебных заведений и учащихся. На Кубани ситуация с образованием была лучше. На имя наказного атамана Кубанского казачьего войска Г.А. Рашпиля пришло письмо Директора училищ о возрождении бывшей гимназии на базе уездного училища (1847). Атаман вник в существо данного вопроса. Более того, внёс дельные замечания: предложил ввести в программу изучение черкесского языка, устроить при данной гимназии пансион на 105 человек, настоял на пользе полноценного непрерывного гимназического образования в «родных пенатах» (Клочков О.Б. Вклад генерала Г.А. Рашпиля в развитие образования на Кубани в середине ХIХ века // Материалы северокавказской научной конференции «Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 год». – Краснодар, 2006. С. 373, 374.).

17 апреля 1851 г. состоялось открытие гимназии в Екатеринодаре. Для её размещения атаман предоставил свой дом. «Новая гимназия была детищем Г.А. Рашпиля. По его мысли она была организована, открыт при ней пансион. Войсковой атаман придал программе гимназии и занятиям характер учреждения, приспособленного к нуждам населения». Сверх обычного министерского курса в ней преподавались военные науки, стрельба, фехтование, верховая езда (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. – Екатеринодар, 1913. С. 762.).

В 1853 г. при Полтавском и Уманском окружных училищах открыты пансионы для 20 воспитанников. Преимуществом при поступлении пользовались дети погибших или умерших офицеров, круглые сироты в возрасте 8–13 лет, которые обучались бесплатно. Своекоштные воспитанники платили по 90 р. в год серебром. В высших четырёхклассных училищах срок обучения с подготовительным классом составлял 5 лет. Выпускники, окончившие училища с отличием, имели право на службу по второму разряду. При Г.А. Рашпиле в окружных училищах – Полтавском и Уманском были учреждены пансионы, выделены места для детей горцев. При двухклассных училищах открывались специальные курсы земледелия, садоводства, торговли.

В 1859 г. полковое училище открыто в станице Сторожевой; в нём обучалось 50 мальчиков, из них 30 содержались за счет родителей, 10 сирот и неимущих – за счёт войска. На учебные пособия из войсковых сумм ежегодно отпускалось по 25 р. серебром (ГАКК.Ф. 249. Оп. 1. Д. 2380. Л. 120.). В том же году открылись первые женские училища, несколько гимназий, сначала четырёхклассных, потом – шестиклассных. Их взяла под своё покровительство императрица Мария Александровна. Программы женских учебных заведений в большей степени соответствовали курсу реальных гимназий. Лучшим считалось в те годы Ставропольское женское училище.

С середины ХIХ в. под контролем духовных и светских правлений функционировали православные светские организации, сочетающие просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. В воскресные вечера в церковно-приходских школах проводились религиозно-нравственные чтения, программа для чтений вырабатывалась миссионерами, утверждалась епархиальным наблюдателем.

«В условиях усиления сословности в образовании, распространения охранительной идеологии правительство искало пути подготовки благонадежных учителей, способных обеспечить нужный уровень нравственно-религиозного воспитания учащихся. Видимо, поэтому в педагогические институты набирались лица преимущественно из духовных семинарий. На протяжении первой половины ХIХ в. значение центров по подготовке преподавателей для гимназий, специальных средних и высших учебных заведений сохраняли университеты. Специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы в России не было» (Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990. С. 182.). В 1860 г. Кавказский учебный округ был упразднён. Учебные заведения перешли в ведение губернаторов и начальников областей.


Сборник материалов IX международной научно-практической конференции «Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: история и современност







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия