Студопедия — Особенности развития культурологической мысли в России. Общий взгляд
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности развития культурологической мысли в России. Общий взгляд






В качестве самостоятельной области знаний культурологическая мысль в России имела ряд особенностей,связанных с пограничным положением русского народа между Европой и Азией, а также неповторимостью духовного мира:

1) у истоков науки – русская философия и классическая русская литература;

2) сущность культуры понималась в тесной связи с религиозным видением мира;

3) культурологическая мысль носила патриотический характер, часто переплетаясь с политикой;

4) огромное влияние на ее развитие оказывали социальные сдвиги, революции и т.п. (славянофильство, западничество; религиозное подвижничество, юродство, народничество).

Впервые самосознание специфики русской национальной культуры проявилось в период реформ Петра I («окно в Европу», «какие они, какие мы»). В XIX–XX вв. культурологическая мысль развивалась под влиянием тех событий, что изменили и состояние культуры: восстание декабристов, отмена крепостного права, революция, ВОВ и др.

Русские мыслители, говорившие о неповторимости русской культуры: П.Чаадаев, Н.Данилевский, В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Булгаков, П.Флоренский, А.Лосев – принадлежали к консервативным, религиозным направлениям общественной мысли.

Деятели демократического лагеря: В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Добролюбов.

Среди современников Д.Лихачев, Л.Гумилев (идеи евразийства и пассионарности), Ю.Лотман (структурное литературоведение, семиотика, типология культуры), П.Гуревич, В.Ерасов, М.Коган, В.Межуев, Э.Орлова, Померанц, Э.Соколов и др.

Культурология в России XIX–XX вв. обладает определенным своеобразием, что связано со спецификой социального, национального, цивилизационно-исторического самосознания. Тема культуры впервые получает серьезное теоретическое осмысление в «Философских письмах» П.Чаадаева и спора вокруг западников и славянофилов. Чаадаев определяет культуру как духовное образование общественно- исторической жизни. По его мнению, истинная культура носит чисто духовный характер. Максимальное выражение этой духовности было достигнуто в католической Западной Европе периода средневековья. Свою же современность Чаадаев понимал в остро проблемном плане. С одной стороны был уверен, что в мире христианства все должно способствовать установлению совершенного строя на Земле. С другой, – социальное развитие, жизнь народов Зап. Европы осуществляется как в добре, так и во зле. Особую роль он отводил. Будучи уверен, что русский народ принадлежит к избранным, Чаадаев отводил России как молодому образованию, способному избежать ошибок и Запада, и Востока.

Первые критики Чаадаева – славянофилы. Идеолог славянофильства Хомяков не признавал западнически ориентированную культурологическую концепцию Чаадаева, хотя и не отрицал многих негативных черт в русской культуре. Он указывал на главную особенность западноевропейской культуры –деятельную и практичную церковь. Восточная церковь, как он считал, сумела одержать победу над разумом. На культуре русских не лежало пятно завоеваний, их строй отличался патриархальностью и простотой. Мнение Хомякова о приоритете России в развитии истинной христианской культуры разделяет Киреевский, указывая, что Россия не была под влиянием античности и сразу оказалась под прямым воздействием Византийского христианств.

Западники: Кавелин и Герцен.

Кавелин выступал против славянофильства. Выделяя в русской культуре три основных этапа органического развития: родовой строй – вотчинный строй – гражданское общество свободных и суверенных личностей, он подчеркивал, что 3-я стадия начинается с Петра I. Он не сомневался, что русский народ – народ европейский, что основы для культурного и общественного развития заданы христианским идеалом нравственного достоинства и свободы человеческой личности. Различие между Европой и Россией заключается лишь в том, что они идут к этому идеалу разыми путями.

Христианско-либеральная концепция Кавелина была развита Герценом, оценивавшим русскую культуру с точки зрения ее развития и существенного отличия от западноевропейской. Герцен подчеркивал, что культура русского народа исторически молодая. В отправной ее точке не было противостояния между завоевателями и покоренными им народами. Борьба была в петровскую эпоху, когда произошло крепостническое порабощение крестьян-общинников феодальным дворянством.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1124. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия