Студопедия — Тема 7. Брактеаты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 7. Брактеаты






Эта небольшая тема нашего курса посвящена руническим брактеатам — специфическим произведениям древнего Искусства, в большинстве случаев имевшим сакральное, магическое предназначение.

Сейчас брактеатами называются своеобразные медалеподобные круглые подвески (в основном — золотые), на лицевой поверхности которых нанесено изображение и — вокруг него — руническая надпись. Впрочем, существуют и несколько иные типы брактеатов. Большинство из них изготовлено в Скандинавии во второй половине I тысячелетия н. э., хотя известны и более поздние брактеаты, и брактеаты, изготовленные или найденные в других странах (брактеат из Вэлбэк Хилл, Британия, и др.)

Классическим примером брактеата является уже неоднократно упомянутый в этой книге брактеат Вадстены, надпись на котором, выполненная рунами Старшего Футарка, содержит полную запись последнего (что имеет магический смысл) и заклинательное слово , имеющее, по нашему мнению, значение, близкое к значению слова .

Магическое применение брактеатов, очевидно, связывалось в древности не только с магией самих рун, но и с изображениями на плоскости брактеата, и с расположением рун по кругу, и, возможно, с самой формой и способом изготовления, отличающим брактеаты от других медалеобразных ювелирных изделий. В этом отношении небезынтересно вспомнить древнерусские амулеты-змеевики, распространенные на Руси в начале II тысячелетия, не связанные генетически

напрямую с германскими брактеатами, но восходящие, возможно, к одному общему более древнему «оригиналу».

Вообще, следует сказать, что брактеаты (и похожие на них змеевики) представляют собой очень интересный тип памятников древнего магического Искусства, отработанный европейскими мастерами в течение столетий. Выглядит весьма заманчивой возможность использовать этот древний опыт в практической работе с рунами, и именно поэтому рассказ о брактеатах с руническими надписями и был выделен нами в специальную тему.

Довольно часто надписи на брактеатах содержат лишь несколько рун, образующих сакральные рунические формулы или имена. Таковы, например, несущие заклинательные рунические слова брактеаты из Бьоннеруда (), из Аллеса (), из Хойструпа (), из Вэлбэк Хилл (),

 

из Леллинге (), или же подобные брактеату из Асума, на котором начертана надпись — «Я, Акарь, делал».

Оба эти типа получают развитие в брактеатах с более длинными надписями, имеющими тот же характер. Усложнением брактеатов, несущих сакральные рунические формулы, являются брактеаты, надписи на которых представляют собой сложные комбинации магических слов. Таков, например, Сконельский брактеат, надпись на котором () составлена из четырех уже известных читателю сакральных рунических слов, записанных с использованием вязаных рун.

Известны и брактеаты, заклинания на которых представляют собой довольно большой связный смысловой текст. Вот надпись на Сьелландском брактеате: , что в переводе означает: «Я прозываюсь Хариуха, ведаю опасное, приношу удачу». Среди прочего в данном заклинании одним из действующих магических «средств» является сакральное слово auja («удача»; также — «счастье», «успех»). Это слово употребляется во многих рунических заклятьях, в том числе — на брактеатах. Так, используется оно в другой большой надписи — на брактеате из Скодборга:

Первая часть заклинания состоит из трижды повторенной фразы «удачи Алавин», где Алавин — это, очевидно, имя человека, для которого был изготовлен брактеат. Далее следует руна Йер, имеющая здесь не алфавитный, но понятийный и магический характер, и завершается заклинание именем Алавин, которое можно понимать или как имя мастера, изготовившего данный амулет, или как имя другого человека, некоторым образом связанного с Алавин.

В заключение следует сказать и о центральном изображении брактеатов, являющемся их необходимым элементом. Как читатель уже мог заметить по приведенным выше иллюстрациям, эти изображения довольно стандартны: в основном в них используются в разных сочетаниях — мотивы воина, коня и птицы. Возможно, здесь присутствует влияние сакральной Традиции континентальных кельтов, но в рамках данного курса происхождение этих изображений имеет второстепенное значение, гораздо важнее их сакральное значение. В целом можно утверждать, что центральные изображения на брактеатах посвящены традиционному богу власти, богатства и магии (Один, он же Белес или Меркурий) — по крайней мере именно ему они были посвящены изначально.

Воин здесь изображает самого бога (на некоторых брактеатах можно видеть стилизованные рога, являющиеся его атрибутом); птица — символ мудрости и вестник богов (сравн. с воронами Одина); наконец, конь — символ одновременно благосостояния и «шаманского путешествия» (сравн. со Слейпниром, конем Одина).

* * *







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1096. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия