Студопедия — Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы






Хорошо это или плохо? Как оценить значение процесса секуляриза­ции? В религиоведении существуют различные ответы на эти вопро­сы. Немецкий социолог П. Бергер оценивает секуляризацию как ут­рату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе, она со­здавала «священный космос», окружая аурой святости устои жизни, набрасывая на них «священную завесу» и наделяя безусловным смыслом. Религиозные заповеди несли абсолютные непререкаемые императивы и общие цели, без которых общество не может долго су­ществовать. Секуляризация склоняет человека к представлению о том, что нет ничего «святого», абсолютные ценности становятся от­носительными и условными, и это ведет к утрате смысла жизни, дез­ориентации человека.

Более сдержанную оценку значения секуляризации для жиз­ни личности и общества дает американский социолог Т. Парсонс. Он характеризует секуляризацию как элемент эволюции и видоизме­нения функций религии в ходе социальных перемен. С точки зре­ния Т. Парсонса, развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его «священного образа», превраща­ется в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия по­теряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает мень­ше прямого влияния на экономику, политику, образование, культу­ру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, осво­бождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.

Основание для оптимистической оценки роли религии в совре­менной жизни Т. Парсонс видит в том, что западная цивилизация сложилась на христианской основе. А это значит, что современный человек живет в социальной системе, впитавшей в себя христиан­ские идеи и ценности, находится как под их прямым, так и косвенным влиянием. И даже не отдавая себе отчета в этом, современный чело­век направляет свои действия в соответствии с христианской эти­кой, ведет себя под влиянием религии, ставшей «невидимой религи­ей». Таким образом, считает Т. Парсонс, упадок церковной религиоз­ности может вести к возникновению новых форм религии и к новым формам религиозности, отвечающим потребностям современного человека.

С мнением Т. Парсонса солидаризуется другой видный амери­канский социолог Р. Белла. По его мнению, современный христианин — это «секуляризованный христианин», который живет в сегодняш­нем мире — мире без Бога, живет мирской жизнью, беря на себя от­ветственность за решение всех проблем, за удачи и неудачи. Рели­гия, таким образом, вынуждена искать почву не в посюстороннем начале, но в этической стороне жизни человека в «этом», посюсто­роннем мире. И поскольку человек продолжает искать смысл своего существования в этих новых взглядах на мир, этот новый взгляд на мир глубоко религиозен. Отсюда следует вывод: процесс секуляри­зации влечет за собой не ликвидацию самой религии, а изменение ее структуры и роли.

С близких позиций определяет сущность религии и ее пер­спективы бывший пресвитерианский священник, а ныне профессор религиоведения университета Виктории (Новая Зеландия) Л. Джи-ринг. В книге «Новая эпоха, веры: взгляд на современность» он опре­деляет религию как ответ веры на предельные запросы человеческо­го бытия, ответ, посредством которого общество (или индивид) выра­жает чувство своей идентичности, свою цель в жизни и свою надежду на ее осуществление, ответ, который проявляет себя в ком­плексе верований, ритуалов, жизненных стилей и структур. Про­фессор Джиринг, по сути дела, осуществляет полную этизацию ре­лигии. Религиозным феноменом объявляются все усилия людей, на­правленные на решение наиболее важных онтологических вопросов, поиск ценностных установок и идеалов. Этот поиск человечество бу­дет осуществлять вечно, значит, утверждает он, и религия вечна.

В свете оптимистических для религии прогнозов Л. Джиринг стремится реинтерпретировать термин «секуляризация». Секуля­ризацию, по его мнению, неправильно истолковывают как противоположность религии. При таком подходе, во-первых, сужается по­нимание религии, а, во-вторых, секуляризация, интерпретируемая как отрицание религии, сама оказывается чистой отрицательностью. Тем самым теряется то позитивное содержание, которое несет в себе процесс секуляризации, в том числе и его положительное влияние на религию.

Как видно из вышеизложенного, западные социологи, в том чис­ле и те, кто придерживается богословско-теологической ориентации, особенно не драматизируют процесс секуляризации, а порой и истол­ковывают его как положительное для религии явление, способствую­щее ее очищению от всего случайного, наносного. Однако в современ­ном религиоведении существует и другой подход к оценке секуляриза­ции, при котором секуляризация рассматривается как один из закономерных и необходимых этапов атеизации индивидуальной и общественной жизни. При этом атеизация определяется как процесс утверждения во всех сферах и на всех условиях общественной и лич­ной жизни атеистических связей и отношений. При таком подходе про­цессы секуляризации и атеизации рассматриваются как однопорядко­вые, одноуровневые, различающиеся лишь по конкретным характери­стикам. Дело представляется так, что за процессом секуляризации следует более высокий по своему содержанию процесс атеизации.

С нашей точки зрения, постановка вопроса таким образом весьма проблематична. Чтобы доказать положение, что процесс ате­изации однопорядковый процессу секуляризации, необходимо дока­зать, что в социальном взаимодействии функционируют специфиче­ские социальные идеальные формы атеистического типа. Возникает вопрос: какова природа таких форм? Ответ таков: эти формы носят научно-материалистический характер.

С нашей точки зрения такая аргументация не убедительна. Ре­лигия и атеизм, а, следовательно, секуляризация и атеизм — это не одноуровневые, однопорядковые явления. Религия, а вместе с ней се­куляризация, носят многоуровневый характер. Они охватывают как различные сферы общественной, так и личной жизни, носят институциональный характер. Атеизм же — это определенная харак­теристика общественного и личного сознания, своеобразное решение мировоззренческого вопроса. Атеизм — это научно материалистическое мировоззрение, система взглядов и ценност­ных установок, отвергающих религиозные представления и утверж­дающих самодостаточность и самоценность природы и человека. В социалистическом обществе была предпринята попытка придать атеизму институциональный характер в форме так называемого «го­сударственного атеизма». Эта попытка была реализована в виде ис­пользования инструментов государства против враждебной социа­лизму «религиозной идеологии» и религиозных организаций. Антирелигиозная компания, осуществляемая государственными органами, политическими и общественными организациями приводила к разру­шению культовых памятников, храмов, мечетей, синагог, многочис­ленным репрессиям священнослужителей и рядовых верующих. По­нимание атеизма как одной из возможных мировоззренческих пози­ций, которая находит свое отражение и выражение в различных сферах общественного сознания, в том числе и в духовной культуре, позволяет снять жесткую оппозицию религии и атеизма, перевести характер отношений между носителями противоположных мировоз­зренческих позиций в плоскость диалога и сотрудничества..

Отсюда можно сделать вывод, что атеизм является этапом развития не секуляризации, а свободомыслия. Свободомыслие и ате­изм — вот одноуровневые понятия. Атеизм — это одна из ступеней в развитии свободомыслия. Свободомыслие — это мировоззренчес­кая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви, в решении общественных и личных проблем.

Свободомыслие как определенная мировоззренческая уста­новка является элементом не только индивидуального, но и общест­венного сознания. В этом качестве оно является формой духовной культуры человечества, которая развивалась в течение довольно длительного исторического периода и проявлялась в многообразных формах. Религиоведы выделяют следующие разновидности свобо­домыслия в европейской культуре: богоборчество, скептицизм, ан­тиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, атеизм.

Богоборчество как правило выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправед­ливый и жестокий мир. Богоборчество тесно связано со скептициз­мом. Скептицизм проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или некоторых его положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в Древнем мире. Он выступает как сомнение в существовании богов и других мифологических обра­зов, действенности религиозных обрядов. В Древней Греции такое сомнение наиболее ясно выражали философы Ксенофан, Кратил, Эпикур. В Средние века этот скептицизм больше проявляется в фольклоре и художественной литературе. В эпоху Возрождения скептицизм получает философское обоснование в трудах Ш. Монте-ня. В Новое время идеи скептицизма развивали П. Бейль и Д. Юм. В наше время скептицизм в отношении религиозного вероучения яв­ляется одной из распространенных характеристик индивидуально­го сознания.

Антиклерикализм как мировоззренческая установка и соци­альное движение начинает формироваться в эпоху Возрождения. Оно направлено против притязаний духовенства и церкви на господ­ство в обществе. Антиклерикализм может иметь религиозное и светское обоснование. Религиозное обоснование связано с борьбой про­тив формализации религиозной жизни, господства в ней организа­ционных структур и духовенства. «Христос создавал общину верую­щих, а явилась церковь», — утверждают религиозные сторонники антиклерикализма. Яркой формой антиклерикализма являлась Ре­формация. Светское обоснование антиклерикализма как правило связано с идеей веротерпимости, свободы совести.

Индифферентизм (лат. indifferens — безразличный) — без­различие к религии и ее существенным идеям. Это весьма распрост­раненное явление, которое имело место на протяжении всей истории цивилизации. В настоящее время в связи с развитием процесса секу­ляризации индифферентизм получил наибольшее развитие. Это своеобразная форма секуляризованного мировоззрения. Такое ми­ровоззрение не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его по существу один признак — безрелигиозность. На разных уровнях общественного и индивидуального сознания сте­пень, глубина осознанности этой безрелигиозности различна. Одна­ко есть общие принципы ценностной ориентации, которые объеди­няют всех носителей этого мировоззрения: признание того факта, что главной ценностью для человека является человек, независимо от его отношения к религии.

На теоретическом уровне безрелигиозное, секуляризованное мировоззрение представлено множеством философских учений, школ. Среди них можно выделить естественнонаучное, антрополо­гическое направление, секулярный экзистенциализм и др. Для свое­го самообозначения представители этого мировоззрения использу­ют такие понятия как «агностик», «секулярист», «гуманист».

Безразличие к религии может быть следствием отсутствия духовных устремлений, а может быть и следствием скептицизма как форма протеста против религиозного мировоззрения. В этой форме индифферентизму близок нигилизм (от лат. nigil — ничто) — отри­цание религии не связанное с утверждением какого-то иного миро­воззрения, положительных ценностей, идеалов. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагма­тическом отношении к жизни и людям. На теоретическом уровне опирается на теоретические учения волюнтаристского толка. Идео­логами нигилизма являются немецкие философы М. Штирнер (1801—1856) и Ф. Ницше.

Крайней формой свободомыслия является атеизм (а — отрицательная частица, theos — бог, переводится с греч. буквально «безбожие»). Атеизм, в отличие от нигилизма, не ограничивается от­рицанием религиозного мировоззрения, критикой различных сто­рон религии и деятельности ее организаций. В своих высших прояв­лениях он базируется на материалистическом мировоззрении и гуманистических ценностях и идеалах. Эта линия в развитии атеизма наиболее яркое воплощение нашла в работах Л. Фейербаха, К. Маркс, Ф. Энгельса, 3. Фрейда, Э. Фромма, Ж.—П. Сартра, А. Ка­мю и Б. Рассела.

 

Литература _________

Белла Р. Социология религии//Американская социология. Перспективы. Про­блемы. Методы. М„ 1972.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. '"'

Сорокин П. Социодинамика культуры. Кризис нашего времени// Человек. Ци­вилизация. Общество. М., 1992.

Трофимова 3. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. М., 1992. Тажуризина 3. А. Идея свободомыслия в истории культуры М., 1987.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 625. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия