Кризисные явленияКризисные явления в Хазарском каганате обозначились не только в вынужденном, хоть и кратковременном принятии мусульманства каганом после военного поражения 735 года. Власть кагана также пошатнулась в период арабских войн. Именно тогда богатые донские болгарские ханы выдвинули из своей среды ему соправителя. Арабские источники именуют этого соправителя царем, хакан-беком или шадом, сосредоточившим в своих руках реальную власть. Каган теперь исполнял лишь ритуальные функции. К концу VIII в. выявилась настоятельная потребность консолидации общества. Этого возможно было достичь заменой языческих культов общегосударственной религией. Ею не мог стать насильственно навязывавшийся арабами ислам. Из Византии и Закавказья в Хазарию проникло христианство. Однако постоянные споры хазар с ромеями о власти над западными крымскими провинциями не способствовали расположению кагана и царя к христианству. Враждебные отношения с христианами и мусульманами привели верхушку хазарского общества в начале IX в. к официальному принятию религии, в одинаковой мере ненавистной и Византии, и халифату, - иудаизма - при кагане Обадии (786 - 809). Выбор оказался неудачным, так как уже в первые годы после этого выяснилось, что новая религия способствует расколу в стране. Иудаизм - религия "избранного народа", и иноплеменники не могут быть истинными иудеями. Раввины, с большим трудом обосновав иудейское происхождение кагана и его ближайшего окружения, не смогли сделать этого для всех народов, входивших в состав каганата. Новая религия не объединяла, а разъединяла федеративное образование, возглавляемое хазарами. Принятие иудейства каганом, царем и итильской знатью противопоставило их провинциальной знати и основной массе населения. Началась гражданская война, в которой погибли Обадия и его два сына. Междоусобица продолжалась несколько лет и сильно ослабила государство. Крым откололся от Хазарии и отошел под власть Византии.
|