Студопедия — Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX вв.






История активного развития плаката в России и превращение его в особый вид

графического искусства начинается также, как и в Западной Европе, в последней четверти

XIX в. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его

в быт и в облик города. Эстетика плаката прокладывала себе дорогу, осваивая, с одной

стороны, красочный мир живописной вывески, а с другой – содержательность,

информационную отточенность литографических афиш.

Весь массив плакатной рекламы этого периода можно разделить по трем ведущим

направлениям: торгово-промышленное, социально-политическое и посвященное духовным

запросам общества - зрелищам, выставкам, книгам.

В торгово-промышленном направлении высокую плакатно-рекламную активность на

рубеже веков проявляли предприниматели русско-французского товарищества "Проводник"

(резиновые изделия), производители тканей, кондитерские заведения "Эйнем", "Абрикосов

и сыновья", парфюмерные фабрики, изготовители напитков и табачных изделий.

До конца веки в этой сфере плакатного творчества не было выдающихся образцов.

Характерная стилистика – документальное изображение самих предметов. Выразительный

пример "Французские печенья к чаю" – реклама продукта фирмы «С. Сиу и К0»1895г. На

плоскости плаката, словно на разделочном столе, разложены образцы печений в количестве

четырех десятков типов с подписями их названий. Информативно. но очень не выразительно.

Совсем другое впечатление оставляет плакат этой же фирмы, исполненный позже. На

первом плане мальчуган катит палочкой, словно детское колесо, одно большое печенье с

надписью "С. Сиу и К0". На втором плане тем же занимаются еще несколько ребятишек.

Крупно начертанный слоган гласит: "Впереди всех печенье «С. Сиу и К°»».

Существенный творческий стимул работе российских плакатистов дала

Международная выставка художественных афиш, состоявшаяся в 1897 г. под

покровительством Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Было

представлено более 700 произведений художников из 13 стран. Россия представляла

всего 28 работ, в том числе В. Тима, П. Никитина и др. в основном это были столичные

мастера, которые впоследствии, с начала 1900-х гг., вошли в Санкт-Петербургское

общество художников.

Выставка показала художественно-эстетические возможности рекламного плаката

уже не узкому кругу специалистов, а широкой образованной аудитории. Многие

художники откликнулись на этот "зов времени". И их кисть содействовала не столько

коммерческим, сколько духовным и социально-политическим запросам общества.

Тематикой подобных плакатов стали в конце 90-х гг. книготорговля, театр, разнообразные

(промышленно-торговые, сельскохозяйственные и художественные) выставки.

По мнению ряда исследователей, российская зрелищная реклама в конце XIX в.

эволюционировала от афиши к плакату. Это движение от небольших иллюстраций,

которые сопровождают обстоятельный вербальный текст к самодовлеющему

изображению, где вербальное сопровождение имеет подчиненный характер. Такова,

например, классическая работа В. Серова, посвященная гастролям балерины Анны

Павловой в Париже в 1909 г. Павлова-Жизель изображена на нейтральном фоне,

одухотворенно парящей во время исполнения танца. Исследователь российского

театрального плаката Л. Д. Боровский так комментирует этот плакатный шедевр: "Серов

предметом своих устремлений осознанно делает не танец как таковой и даже не стилевой

характер конкретной постановки, но именно индивидуальность артиста, своеобычность

художнической судьбы".

Новая эра в российском плакатном искусстве наступила после активного

обращения к этому жанру художников, входивших в объединение "Мир искусств". Они

принесли в плакатное творчество изысканную графику, причудливость линий, тонкие

переходы цвета.

Графическое изящество плакатов художников "Мира искусства" позволяло их

использовать в качестве обложек художественных каталогов. Так произошло и со

знаменитой афишей М. Врубеля "Выставка работ 36-ти художников" от 1901 г. Плакаты

создавали мирискусники К. Сомов, М. Добужинский, И. Ремизов, Л. Бакст.

В 1912 г. и Петербурге открылась выставка "Искусство в книге и в плакате". Само

наименование экспозиции подчеркивает родственность книжной иллюстрации

рекламному плакату в восприятии ее устроителей. Однако дальнейшее развитие

плакатного мастерства в России опровергло подобное представление. Заимствованная из

книжно-журнальной графики подробность рисунка, тонкая детализация, общая

повествователъностъ стиля вошли в противоречие с основными "ударными" задачами

плакатного жанра. Об этом в 20-е гг. XX в. убедительно размышлял искусствовед Н.

Тарабукин: «Детализированный рисунок, нюансированный цвет и длинный текст -

теряют смысл в плакате, ибо остаются незамеченными, так как плакат обычно

воспринимается зрителем на некотором расстоянии и почти всегда более или менее

мгновенно».

Понимание данных факторов появилось у плакатистов 10-х гг., особенно к связи с

началом кинорекламы.

Освоение нового зрелища кинематографа активно началось в России с начала XX

в. В 1908 г. был выпущен в прокат первый фильм российского производства "Стенька

Разин». Реклама не заставила себя ждать: в богатый набор жанровых разновидностей

вошло еще одно - киноплакат. Его специфика вскоре заявила о себе изобразительной

экспрессией, которой в то время недоставало промышленно- торговому и театрально-

выставочному направлениям. Сердцевиной киноплаката вполне естественно стал

кинокадр, наиболее выигрышный с точки зрения динамики визуального восприятия.

Находка наиболее примечательного кадра - залог успеха в данном жанре, особенно в

ту пору, когда и сам кинопоказ был завораживающей экзотикой.

Именно в мастерстве киноплаката осознаются широкие возможности

использования фотографии в рекламных целях. Технологическое родство фотографии

и кинематографии делало органичным включение увеличенных фотографий с

отдельных кадров в плакатный сюжет. Наступал "золотой век" фоторекламы в

России, приходящийся на годы новой экономической политики (НЭПа) 1921-1929.

Бурное развитие третьего направления плакатной рекламы – социально-

политического - приходится на годы первой мировой войны и следовавших за ней

революционных переворотов. Однако в последнем десятилетии XIX в. уже

обнаруживается прообраз этого направления — плакат благотворительных обществ,

собраний, различных мероприятии, посвященных филантропическим целям. Таков,

например, плакат Л. Бакста (1899г.), приглашающий на "Большой благотворительный

базар кукол" или его же художественные открытые письма Красного Креста (1904г.).

НАЧАЛО ФОТОРЕКЛАМЫ В РОСИИ

Русско-японская война 1904-1905 гг. дала повод для издания плакатов

патриотического содержания, однако количество их было относительно невелико. В

период 1914-1917 гг. эта тематика оттеснила на второй план иную рекламную

продукцию, подчиняюсь универсальному девизу "Все для фронта, все для победы».







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия