Студопедия — Арабский путешественник Ибн Баттута о Золотой Орде и ее городах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Арабский путешественник Ибн Баттута о Золотой Орде и ее городах






 

Ибн Баттута Шамс ад-дин Абу Абдаллах

(1304-1377) — арабский путешественник, посетив­ший многие азиатские и ближневосточные и аф-- риканские страны. В 1334 г. он побывал также в ■Золотой Орде, жил в ставке хана Узбека. Все уви-f* денное и услышанное во время путешествий Ибн: ^Баттута продиктовал Ибн Джузайю, своему другу, который и составил из его рассказов сочинение под названием «Подарок созерцающим о диковин­ках городов и чудесах путешествий».

Мы добрались морем из Синопа до гавани, на-#|ваемой Керчью... Местность эта, в которой мы Ш^ановились, принадлежит к степи, известной под эм Дешт-Кыпчака1. Дешт на тюркском языке 1 степь. Степь эта зеленая, цветущая, но нет на

Дешт-Кыпчак (Дешт-и-Кыпчак) — Кипчакская Sii°bi Она доходила до южных границ Волжской Булгарии: княжеств. В 1220 г. была захвачена монголами, с J-x гг. - владение Золотой Орды. Ни горы, ни холма, ни подъема. Нет на ней и дров, а жгут жители ее только сухой по­мет, который называют тезек... Ездят по этой сте­пи не иначе как на телегах, а расстилается она на 6 месяцев пути...

Лошадей в этой земле чрезвычайно много и стоят они безделицу... Ими тюрки питаются; в их краях они столь же обильны, как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка по нескольку тысяч... Лошади эти развозятся в стра­ны Индийские и бывает их в караване по 6000, а иногда и более или менее, так что на каждого тор­говца приходится по 100 и по 200 коней...

Поехал я в город Маджар1 — город большой, один из лучших тюркских городов, на большой реке, с садами и обильными плодами...

Из города Маджара мы собирались ехать в став­ку султана, находившуюся в 4 днях пути от Маджа­ра, в местности, называемой Бишдаг. «Биш» значит у них пять, а «даг» значит гора. На этом Пятигорье находится ключ горячей воды, в котором тюрки купаются. Они полагают, что кто выкупается в нем, того не постигнет кручина болезни. Отправились мы к месту ставки и прибыли к нему в первый день рамазана [6 мая 1334 г.], но нашли, что ставка уже откочевала. Тогда мы вернулись в то место, из кото­рого уехали, потому что ставка расположилась по­близости от него. Я разбил свою палатку там на холме, водрузил значок перед палаткой, а лошадей и арбы поставил позади ее. Подошла ставка, кото­рую они называют Урду, и мы увидели большой го­род, движущийся с своими жителями; в нем мечети и базары да дым от кухонь, взвивающийся по воз­духу: они варят пищу во время самой езды и лоша­ди везут арбы с ними. Когда достигают место привала, то палатки снимают с арб и ставят на землю, так как они легко перевозятся. Таким же образом они устраивают мечети и лавки...

О великом султане Мухаммеде Узбекхане. Имя его Мухаммед Узбек; слово «хан» у них значит сул­тан. Этот султан — обладатель огромного царства... Владения его обширны и города велики. В числе их: Кафа, Крым, Маджар, Азов, Судак, Хорезм и столи­ца его Сарай...

Когда праздник кончился, то мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хад-житархану1. «Тархан» значит у них место, изъятое от податей... Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиль, которая одна из больших рек мира. Султан остается здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает...

Приехали мы, наконец, в город Сарай. Известен он под именем Сарая Берке. Это столица султана Уз­бека... Город Сарай один из красивейших городов, дос­тигший чрезвычайной величины, на ровной земле, пе­реполненный людьми, с красивыми базарами и широ­кими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним -из старейшин его, намереваясь объехать кругом и уз­нать объем его. Жили мы в одном конце его и вые­хали оттуда утром, а доехали до другого конца его толь­ко после полудня, совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его ширину; пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домо-в, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем три­надцать мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В нем живут разные народы, как-то: монголы — это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них му­сульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. — СПб., 1884.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1175. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия