Студопедия — Февраль 1913 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Февраль 1913 г.






Что такое «женский день»? Кому он нужен? Не уступ-ка-ли это женщинам буржуазного класса, феминисткам, равноправкам? Не вредит-ли он единству рабочего движения?

Такие вопросы еще слышатся в России, за грани­цей же их уже нет. На них сама жизнь успела дать яр­кий, красноречивый ответ.

«Женский день» — это звено длинной, прочной цепи женского рабочего движения. Растет, с каждым годом растет организованная армия работниц. Двадцать лет тому назад работницы небольшими группками теснились в профессиональных союзах и лишь как светлые, одино­кие пятна мелькали в рядах рабочей партии... Сейчас в Англии числится более 292 тысяч работниц в союзах, в Германии около 200 тысяч в профессиональном движе­нии и 150 тысяч в рабочей партии; в Австрии — 47 тысяч в союзах и почти 20 тысяч в партии. В Италии, Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии — всюду органи­зуются женщины рабочего класса. Почти миллион охваты­вает организованная женская социалистическая армия. Это сила! И с ней приходится считаться сильным мира сего, когда дело идет о дороговизне жизни, о страховании материнства, о детском труде, о законах, охраняющих жен­скую работу.

Было время, когда рабочие полагали, что они одни на своих плечах вынесут тяжесть борьбы с капиталом, справятся сами, без женщин, со «старым миром». Но по мере того, как женщина рабочего класса вступала в ряды продавцов рабочей силы, гонимая нуждой, безработицей мужа или отца,— проникались и рабочие сознанием, что оставить женщину позади, в рядах «несознательных» — значит вредить своему делу, тормозить его. Чем более соз­нательных борцов, тем вернее и успех. А какая сознатель-


ность у женщины, что сидит у печки, что не имеет ника­ких прав в обществе, в государстве, в семье? Нет у нее своей «думы»! Все как велит отец или муж...

Нет, невыгодны, прямо вредны рабочему классу отста­лость и бесправие женщины, забитость и равнодушие ее. Но как же втянуть работницу в движение, как разбу­дить ее?

Не сразу нашла социал-демократия за границей пра­вильный путь. Двери рабочих организаций стояли широко открытыми перед работницами, а те лишь редкими едини­цами проходили туда. Почему ото?

Потому, что не сразу понял рабочий класс, что жен­щина-работница — самый бесправный, самый обездолен­ный член класса. Что веками запугана, загнана, затрав­лена женщина, что для того, чтобы разбудить ее мысль, для того, чтобы громче и бодрее застучало ее сердце, надо найти особые, ей, как женщине, понятные слова. Не сразу распознали рабочие, что женщина в этом мире бесправия и эксплуатации угнетаема не только как продавец рабо­чей силы, но и как мать, как женщина... Но когда рабочая социалистическая партия это поняла, она смело выступи­ла с двойной защитой — женщины, как наемной работ­ницы, и женщины, как матери.

Во всех странах начали социалисты выставлять тре­бования специальной охраны женского труда, обеспече­ния страхования материнства и детства, политических прав для женщин, защиты женских интересов.

И чем отчетливее понимала рабочая партия эту свою вторую задачу по отношению к работницам, тем охотнее шли женщины в ряды партии, тем яснее было для них, что она и есть их истинная защитница, что рабочий класс борется и за их, чисто женские наболевшие нужды... Сами работницы, организованные и сознательные, рабо­тали много для уяснения этой задачи. И сейчас главная работа по привлечению новых членов работниц к социали­стическому движению лежит на женщинах. В партиях всех стран имеются сейчас свои особые женские коми­теты, секретариаты, бюро. Эти женские комитеты с одной стороны ведут работу среди малосознательных женских масс, будят сознание работниц, втягивают их в организа­цию. С другой — разрабатывают те вопросы и требования, которые касаются ближе всего женщин: охрана и обеспе­чение рожениц, законодательная нормировка труда жен-


щин, борьба с проституцией, с детской смертностью, тре­бование политических прав для женщин, улучшение квартирных условий, борьба с дороговизной жизни и т. д.

Таким образом, состоя членами партии, работницы бо­рются за общеклассовое дело, но вместе с тем намечают и выдвигают запросы и требования, которые ближе всего касаются их, как женщин, хозяек, матерей. А партия под­держивает эти требования и борется за них... Ведь запросы работницы — это же общерабочее дело!

В «Женский день» организованные работницы проте­стуют против своего бесправия.

Но, скажут некоторые, к чему такое выделение ра­ботниц? К чему особые «женские дни», особые листки для работниц, собрания, совещания женщин рабочего класса? Не есть ли это все-таки уступка феминисткам, равноправ-кам?

Так могут думать только те, кто не знает коренного различия между движением социалисток и буржуазных равноправок.

Чего добиваются феминистки? Тех преимуществ, той власти, тех прав в капиталистическом обществе, какими сейчас обладают их мужья, отцы и братья.

Чего добиваются работницы? Уничтожения всяких преимуществ по рождению или богатству. Работнице все равно, кому дана эта власть «хозяина»: мужчине ли, жен­щине ли. Вместе со всем своим классом может она облег­чить свое положение труженицы.

Феминистки требуют равноправия всегда и повсюду. Работницы отвечают им: мы требуем прав для каждого гражданина и гражданки, но мы не позволим забыть, что мы не только работницы и гражданки, мы — матери! И как матери, как женщины — носительницы будущего, мы тре­буем особой заботы о себе и о детях наших, особой защиты со стороны государства и общества.

Феминистки добиваются политических прав. Но и здесь дороги расходятся.

Для буржуазных женщин политические права — лишь способ возможно удобнее, прочнее устроиться в мире, построенном на эксплуатации рабочего люда. Для жен­щин-работниц — это ступень на той скалистой, трудной лестнице, которая ведет в желанное царство труда.

Пути работниц и буржуазных равноправок давно уже разошлись. Слишком разны задачи, какие ставит жизнь


у тех и у других, слишком противоположны интересы ра­ботницы и хозяйки, прислуги и «госпожи»... Нет и не мо­жет быть точек общения, примирения, слияния... Поэтому не должны страшить рабочих ни отдельные женские дни, ни специальные собрания работниц, ни особая газета для них.

Вся особая, выделенная работа среди женщин рабо­чего класса — это лишь способ разбудить работницу, при­соединить ее к ряду борцов за лучшее будущее... Не рас­колу, а единению рабочего класса служат женские дни и вся кропотливая, медленная работа для пробуждения са­мосознания работницы.

Пусть же с радостным чувством, что они служат обще­классовому делу и борются вместе с тем за свое женское освобождение, присоединятся работницы к женскому дню38.

«Правда», № 40 (244), 17 февраля 1913 г.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 315. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия