Студопедия — Приложение.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Приложение.

Вопросы по сольфеджио к экзамену

1. Метроритм

Все виды искусств делятся на пространственные (архитектура, скульптура, живопись) и временные (литература, музыка). Такие виды искусств, как театр и кино сочетают признаки и пространственных, и временных, и называются синтетическими.

Музыку во времени организует метроритм. Метр – это закономерное чередование сильных и слабых долей. Ритм – организация звуков и пауз по их длительностям в соответствии с метром. Размер является цифровым выражением метра. Записывается он в виде дроби, где числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – их длительность. Такт – отрезок музыкальной ткани от сильной доли до её повторения.

Размеры делятся на простые, сложные, смешанные и переменные.

Простыми размерами называются те, в которых присутствует одна сильная доля - 2/4, 3/8, 3/4, 3/2).

Сложные размеры составлены из двух и более простых однородных (одинаковых) размеров – 4/4 =2/4+2/4, 6/8 =3/8+3/8, 9/8 =3/8+3/8+3/8 итд.

Смешанные размеры включают два и более простых неоднородных размера – 5/4 =2/4+3/4, 7/8 =3/8+2/8+2/8 итд.

Переменными называются размеры, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Существует 2 вида деления длительностей – основное и особое. При основном делении нота без точки делится на 2, 4, 8, 16 равных частей, а нота с точкой на 3,6,12. При особом же эти длительности делятся на произвольное количество равных частей. Например, в одной четверти вместо двух восьмых – 3 (триоль), вместо 4-х шестнадцатых – 5 или 6 (квинтоль или секстоль); в четверти с точкой вместо трёх восьмых 2 или 4 (дуоль или квартоль). При одновременном сочетании в разных партиях длительностей основного и особого вида деления, в музыке возникает такое явление, как полиритмия.

Темп в музыке – это скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Наиболее распространённые медленные темпы – Adagio (медленно), Largo (широко), Lento (протяжно). Умеренные – Andante (не спеша), Moderato (умеренно), Sostenuto (сдержанно). Быстрые – Allegro (скоро), Vivo (живо), Presto (быстро).

2. Группировка. Размеры в танцевальных жанрах

Музыку во времени организует метроритм. Метр – это закономерное чередование сильных и слабых долей. Ритм – организация звуков и пауз по их длительностям в соответствии с метром. Размер является цифровым выражением метра. Записывается он в виде дроби, где числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – их длительность. Такт – отрезок музыкальной ткани от сильной доли до её повторения.

Группировкой называется распределение длительностей и пауз в нотной записи по долям, для упорядочения записи ритма и облегчения чтения нот. В простых размерах количество групп в такте должно соответствовать количеству долей, а сумма длительностей в каждой группе равняться метрической доле. В сложных и смешанных размерах количество групп должно соответствовать количеству простых размеров, входящих в данный размер.

Вокальная музыка связана со словесным текстом, и в связи с этим, в ней меняются правила группировки. Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, записывается отдельно и не группируется с другими нотами. Если же один слог текста распевается на двух или более звуках, то все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются общим ребром и обязательно охватываются лигой.

Танцевальные жанры исторически связаны с определёнными размерами и ритмическими рисунками. Например, польке свойственна двухдольность и ритмические фигуры восьмая и две шестнадцатых. 3-хдольные танцы – вальс, менуэт, мазурка, полонез. Четырёхдольные – марш (наиболее характерный ритмический рисунок пунктир), гавот, танго, фокстрот, многие современные танцы.

3. Размеры (простые, сложные и смешанные)

Музыку во времени организует метроритм. Метр – это закономерное чередование сильных и слабых долей. Ритм – организация звуков и пауз по их длительностям в соответствии с метром. Размер является цифровым выражением метра. Записывается он в виде дроби, где числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – их длительность. Такт – отрезок музыкальной ткани от сильной доли до её повторения.

Размеры делятся на простые, сложные, смешанные и переменные.

Простыми размерами называются те, в которых присутствует одна сильная доля - 2/4, 3/8, 3/4, 3/2).

Сложные размеры составлены из двух и более простых однородных (одинаковых) размеров – 4/4 =2/4+2/4, 6/8 =3/8+3/8, 9/8 =3/8+3/8+3/8 итд.

Смешанные размеры включают два и более простых неоднородных размера – 5/4 =2/4+3/4, 7/8 =3/8+2/8+2/8 итд.

Переменными называются размеры, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Группировкой называется распределение длительностей и пауз в нотной записи по долям, для упорядочения записи ритма и облегчения чтения нот. В простых размерах количество групп в такте должно соответствовать количеству долей, а сумма длительностей в каждой группе равняться метрической доле. В сложных и смешанных размерах количество групп должно соответствовать количеству простых размеров, входящих в данный размер.

4. Лад. Тональность. Квинтовый круг

Ладом в музыке называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к главному центру – тонике.

В музыке большинства стран основными ладами являются мажор (семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие) и минор (семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие).

Существуют также и другие семиступенные лады, называемые ладами народной музыки. Лады мажорного наклонения – это ионийский (равен натуральному мажору), лидийский (мажор с IV высокой ступенью), миксолидийский (мажор с VII низкой ступенью). Лады минорного наклонения – это эолийский (равен натуральному минору), фригийский (минор со II низкой ступенью), дорийский (минор с VI высокой ступенью). А также уменьшённый, локрийский лад.

Пятиступенные лады называются пентатоникой. Они отличаются тем, что в них отсутствуют полутоны. Чтобы построить пентатонику мажорного наклонения, необходимо из натурального мажора вычесть IV и VII ступени, а в минорной пентатонике не используются II и VI ступени – то-есть, те ступени, которые образуют натуральный тритон.

Хроматическая гамма использует все 12 звуков тональности – 7 основных и 5 производных. Правила правописания хроматической гаммы таковы. В мажоре – при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI, вместо неё понижается VII; при движении вниз все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV. В миноре - при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо неё понижается II; при движении вниз – как в одноимённом мажоре.

Ступени лада обозначаются римскими цифрами и имеют свои названия. Например, I ступень – тоника, IV и V – субдоминанта и доминанта, VII и II – вводные звуки.

Тональность – это высотное положение лада. Гамма – поступенное движение от тоники до её повторения. Система построения мажорных и минорных тональностей называется кварто-квинтовым кругом. Её принцип состоит в том, что в тональностях, идущих по квинтам вверх (или по квартам вниз) увеличивается количество диезов, а в тональностях, идущих по квинтам вниз (или по квартам вверх) увеличивается количество бемолей.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковым звукорядом и знаками, причём, тоника минорной лежит на малую терцию ниже мажорной, например, До мажор – ля минор. Одноимёнными называются мажорная и минорная тональности с общей тоникой, например, До мажор-до минор. Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности с общим терцовым звуком, например, До мажор-до-диез минор.

5. Строение мажорной и минорной гаммы. Виды мажора и минора

Ладом в музыке называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к главному центру – тонике. В музыке большинства стран основными ладами являются мажор и минор.

Мажором называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное (большое) трезвучие. Его строение тон-тон-полутон-3 тона-полутон. Минором называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют минорное (малое) трезвучие. Его строение тон-полутон-2 тона-полутон-2 тона.

Существуют различные виды мажора и минора: натуральный, гармонический и мелодический.

В гармоническом мажоре понижается VI ступень. В связи с этим в таком ладу возникают характерные интервалы (2ув-7ум и 4ум-5ув), Уменьшённый вводный септаккорд на VII ступени и увеличенное трезвучие на VI пониженной ступени, а все аккорды субдоминантовой группы становятся минорными.

В гармоническом миноре повышается VII ступень. В связи с этим в таком ладу возникают характерные интервалы (2ув-7ум и 4ум-5ув), Уменьшённый вводный септаккорд на VII повышенной ступени и увеличенное трезвучие на III ступени, а все аккорды доминантовой группы становятся мажорными.

В мелодическом миноре повышаются и VI, и VII ступени.

Тональность – это высотное положение лада. Система построения мажорных и минорных тональностей называется кварто-квинтовым кругом. Её принцип состоит в том, что в тональностях, идущих по квинтам вверх (или по квартам вниз) увеличивается количество диезов, а в тональностях, идущих по квинтам вниз (или по квартам вверх) увеличивается количество бемолей.

Гамма – поступенное движение от тоники до её повторения.

6. Интервалы

Интервалом называется расстояние между какими-либо объектами в пространстве (напр., интервал между партами) или событиями во времени (напр., интервал движения поездов). В музыке интервал – созвучие из 2-х звуков и, одновременно - расстояние между двумя звуками. Интервалы бывают:

Мелодическими (в которых звуки взяты последовательно) и гармоническими (в которых звуки взяты одновременно). Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

Интервал характеризуют 2 величины: ступеневая (количественная) указывает на расстояние между основанием и вершиной и обозначается арабскими цифрами; а тоновая (качественная) уточняет вид интервала – большой, малый, увеличенный, уменьшённый или чистый, и обозначается соответственными буквами.

Интервалы от примы до октавы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава) называются простыми, свыше октавы, но в пределах двух – составными (напр., нона – секунда через октаву, или децима – терция через октаву).

Интервалы, звучащие мелодично и благозвучно, звучание в которых как бы «сливается», называются консонансами. К ним относятся 1ч и 8ч (абсолютные консонансы), 4ч и 5 ч (совершенные консонансы), 3б,м и 6б,м (несовершенные консонансы). Особенность несовершенных консонансов в том, что в них слышно ладовое наклонение (мажор или минор). Интервалы, звучащие резко и неблагозвучно, называются диссонансами. К ним относятся 2м, б, 7м, б и тритон. Степень консонантности интервалов зависит от количества совпадающих обертонов.

Все чистые, большие, малые интервалы и тритон относятся к диатоническим, все увеличенные, уменьшённые, дважды увеличенные и дважды уменьшённые интервалы – к хроматическим.

Обращение интервалов – это такое изменение, при котором вершина и основание меняются местами. Для этого нужно либо нижний звук перенести на октаву вверх, либо верхний на октаву вниз. При этом соблюдается закономерность: большие интервалы превращаются в малые и наоборот, увеличенные в уменьшённые и наоборот, а чистые остаются чистыми. 1 1 8, 2 1 7, 31 6, 4 1 5.

7. Тритоны натурального и гармонического ладов

Тритоном называется интервал, величина которого равна трём целым тонам. Таких интервалов 2 – кварта увеличенная (4ув) и его обращение квинта уменьшённая (5ум). В натуральном мажоре тритоны образуются между IV и VII ступенями, в натуральном миноре – между II и VI ступенями. В гармоническом мажоре, в результате понижения VI ступени, образуется ещё одна пара тритонов, между VI пониженной и II ступенями, а в гармоническом миноре, в результате повышения VII ступени – между IV и VII повышенной. Таким образом, в гармонических ладах образуется по 2 паре тритонов. В мажоре квинты уменьшённые на VII и II ступенях, кварты увеличенные на IV и VI пониженной ступенях. В миноре квинты уменьшённые на VII повышенной и II ступенях, кварты увеличенные на IV и VI ступенях. Увеличенные интервалы при разрешении расширяются (переходят в сексты), а уменьшённые сужаются (переходят в терции). В одноимённом мажоре и миноре все тритоны образованы одними и теми же звуками, которые вместе составляют уменьшённый вводный септаккорд.

8. Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые свойственны, характерны только гармоническим ладам. К ним относятся 2 пары: секунда увеличенная (2ув) – септима уменьшённая (7ум) и кварта уменьшённая (4ум) – квинта увеличенная (5ув). Первая пара и в мажоре, и в миноре строятся на одних и тех же ступенях, и, в одноимённых тональностях, одинаково разрешаются: 2 ув на VI (в мажоре на VI пониженной) ступени разрешается в 4ч на V ступени, а 7ум на VII (в миноре на VII повышенной) ступени разрешается в 5ч на I ступени. Вторая пара характерных интервалов отличается тем, что один из составляющих их звуков – устойчивая, III ступень, не нуждающаяся в разрешении, а второй звук является признаком гармонического лада (VI пониженная ступень в мажоре и VII повышенная в миноре). Таким образом, в гармоническом мажоре 4ум строится на III ступени, разрешается в 3м на III, 5ув – на VI пониженной ступени, разрешается в 6б на V. В гармоническом миноре 4ум строится на VII повышенной ступени, разрешается в 3м на I, 5ув – на III ступени, разрешается в 6б на III.

9. Аккорд. 4 вида трезвучий. Обращения трезвучий

Аккордом называется созвучие, состоящее из трёх и более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям. Основной аккорд из 3-х звуков называется трезвучием, из 4-х – септаккордом, из 5-ти – нонаккордом, из 6-ти – ундецимаккордом. Наиболее употребительные среди них – трезвучия и септаккорды. Каждый из этих аккордов имеет обращения, которые образуются при переносе нижнего звука на октаву вверх.

Существует 4 вида трезвучий: мажорное (Б53), минорное (М53), увеличенное (Ув53) и уменьшённое (Ум53). Мажорное трезвучие имеет строение 3б+3м, минорное наоборот – 3м+3б, увеличенное включает в себя две больших терции, а уменьшённое – две малых.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом и состоит из терции и кварты (Б6=3м+4ч, М6=3б+4ч). Второе обращение называется квартсекстаккордом и состоит из кварты и терции (Б64=4ч+3б, М64=4ч+3м). В обращениях уменьшённого трезвучия присутствуют терции малые и кварты увеличенные, а в обращениях увеличенного – терции большие и кварты уменьшённые.

В тональности на каждой ступени строятся трезвучия. На главных ступенях (I, IV, V) это тоническое - T, субдоминантовое - S и доминантовое - D (главные) трезвучия, а трезвучия на остальных ступенях называются побочными.

10. Септаккорды

Аккордом называется созвучие, состоящее из трёх и более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям. Основной аккорд из 3-х звуков называется трезвучием, из 4-х – септаккордом, из 5-ти – нонаккордом, из 6-ти – ундецимаккордом. Наиболее употребительные среди них – трезвучия и септаккорды. Каждый из этих аккордов имеет обращения, которые образуются при переносе нижнего звука на октаву вверх.

Существует 7 видов септаккордов, которые делятся на группы: 3 больших (мажорный, минорный и увеличенный), 3 малых (мажорный, минорный и уменьшённый) и уменьшённый. Первая буква в обозначении септаккорда указывает на величину септимы, которая образована крайними звуками, а вторая – на тип трезвучия. Например, в большом мажорном септаккорде (ББ7) большая септима и мажорное трезвучие и так далее.

11. Доминантсептаккорд и его обращения

Септаккордом называется созвучие, состоящее из 4-х звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд строится в тональности на V ступени. По строению он малый мажорный (МБ7), звучит ярко, диссонантно и нуждается в разрешении в тонику. У D7 3 обращения – доминантовые квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Доминантсептаккорд (D7) состоит из Б53+3м, строится на V ступени и разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным звуком.

Квинтсекстаккорд (D65) состоит из Ум53+2б, строится на VII ступени и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком.

Терцквартаккорд (D43) состоит из 3м+2б+3б, строится на II ступени и разрешается в полное, развёрнутое тоническое трезвучие.

Секундаккорд (D2) состоит из 2б+Б53, строится на IV ступени и разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным (верхним) звуком.

12. Септаккорд II ступени. Строение, разрешение

 

Септаккордом называется созвучие, состоящее из 4-х звуков, расположенных по терциям. Септаккорд II ступени относится к аккордам субдоминантовой группы, обозначается SII7 и строится в тональности, соответственно, на II ступени. По строению в натуральном мажоре он малый минорный (ММ7), а в гармоническом мажоре и миноре – малый уменьшённый (МУм7).

Разрешается SII7 в тонику двумя способами:

1) Через D43 - для этого 2 верхних звука нужно повести параллельно на ступень вниз – в полное тоническое трезвучие;

2) Непосредственно в тонический секстаккорд с удвоенным терцовым тоном (басом)

13. Септаккорд VII ступени. Строение, разрешение

 

Септаккордом называется созвучие, состоящее из 4-х звуков, расположенных по терциям. Септаккорд VII ступени относится к аккордам доминантовой группы, обозначается DVII7 и строится в тональности, соответственно, на VII ступени. Это самый яркий диссонирующий аккорд тональности, поскольку в нём собраны все неустойчивые звуки. По строению в натуральном мажоре он малый уменьшённый (МУм7), а в гармоническом мажоре и миноре – уменьшённый вводный (Ум7).

Разрешается DVII7 в тонику двумя способами:

1) Через D65 - для этого верхний звук нужно повести на ступень вниз – в тоническое трезвучие с удвоенным басом;

2) Непосредственно в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном (средним звуком)

Особенностью Ум7 является то, что он делит октаву на равные части, состоит из малых терций, включает в себя 2 уменьшённые квинты, и его обращения по звучанию одинаковы, энгармонически равны.

 

Приложение

Таблица аккордов

А к к о р д ы Ступени
I II III IV V VI VII
  T   D64   T6   S   T64   S6   D6
  S64   D43     D2   D     D65
    II7       D7     VII7
             
 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связистка | ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 932. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия