Виды знания.При том, что сфера человеческих знаний чрезвычайно разнообразна, в наше время под знанием вообще чаще всего понимают научное знание. Однако в обществе циркулируют знания, не только добытые наукой, но и другие разновидности, имеющие различные источники, формы, степень достоверности. В силу пластичности, разнообразия эти знания с трудом поддаются классификации. Распространенным является деление знания на научное, донаучное и вненаучное. К донаучному знанию относят знание, приобретаемое в процессе обыденного познания, в процессе повседневной деятельности человека. В рамках донаучного знания содержатся «зародыши» научного знания, хотя и в неотрефлексированном, несистематизированном виде. Донаучное знание не принадлежит к какой-то строго определенной области действительности, не является достоянием узкой группы людей, то есть оно является неспециализированным. Вненаучное знание, напротив, связано с определенными социальными общностями и определенными областями культуры. Часто приобретение, хранение и использование такого знания становится профессиональной обязанностью определенных социальных групп. Примерами такого знания являются знания в сфере религии, права, искусства, организации быта и межличностных отношений и многие другие. Большей частью они не претендуют на статус научных и не конкурируют с наукой. Однако есть и другие примеры. Науке противостоят, предлагая альтернативные объяснения действительности лженаучные и паранаучные (околонаучные, от para – около) знания. Среди них – алхимия, астрология, парапсихология, уфология и др. Далеко не все знание отчетливо осознается и может быть выражено словесно, а потому знание может быт разделено на явное и неявное Концепция неявного знания принадлежит известному философу науки Майклу Полани и впервые детально представлена в его книге «Личностное знание» (1958). Полани выделял два типа знания — знание артикулированное, явное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях, и знание неартикулированное, содержащееся в скрытом виде в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телесных навыках и т.д. Так, например навык езды на велосипеде приобретен и реализуется как бы автоматически, а детально описать процесс управления велосипедом невозможно. Невозможно объяснить тонкости актерского или операторского мастерства, описать замысел картины. Неявное знание не только трудно передать адекватно другому, даже сам обладатель этого знания не может его полностью осознать. Зачастую неявное личностное знание присутствует и в научной аргументации, что затрудняет понимание. В научном познании явное, артикулированное знание выступает как знание интерперсональное, оно представлено в научных гипотезах, теориях, теоретических моделях, экспериментальных законах и т.д. Однако всегда останется область невыразимого, как считает Полани; артикуляция всегда остается неполной по отношению к знанию. Поэтому прогресс науки невозможен без неявного личностного знания, которое скрыто содержится в индивидуальном опыте исследователей — в их искусстве экспериментирования, диагностики, мастерстве владения теоретическими методами и т.д. Это «молчаливое» знание не излагается в учебниках и пособиях, его нельзя обнаружить в научных монографиях и журнальных статьях, оно передается либо в ходе непосредственных личных контактов ученых, либо в процессе совместных экспериментальных исследований. Рекомендуемая литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1997. 2. Алексеев П.В. Социальная философия. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 3. Кармин А.С. Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Питер, 2007. 4. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Академический проект, 2001. 5. Липский Б.И. Практическая природа истины. – Л.: Логос, 1988. 6. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Под ред. В. А. Лекторского, В. А. Аршинова; пер. с англ. М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина. — М., 1995. 7. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Экзамен, 2005. 8. Философия науки в вопросах и ответах / Кохановский В.П. и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
[1] Кармин А.С. Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Питер, 2007. – С.369.
|