Студопедия — РЕЛИГИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕЛИГИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА






Хотя многие историки показали, что торговый капитализм на Западе появился не в XVI—XVII вв., как обычно полагают, а в XI—XII вв., на взлете манориального способа производства и феодальных классовых отно­шений, тем не менее другие ученые продолжают проповедовать взгляд, что христианское учение до Реформации было в основе своей враждебно стрем­лению к прибыли. Так, великий французский историк общества и экономики Анри Пиренн писал, что "по своей мощи и относительной быстроте развития [торговый капитализм в XII в.] без преувеличения можно сравнить с про­мышленной революцией XIX в.". Однако в том же абзаце он отмечает, что "отношение Церкви... к коммерции [было] не просто безразличным, а активно враждебным". На другой странице Пиренн приводит как характерное для позднего Средневековья такое высказывание: "Купец редко, если вообще, мо­жет угодить Богу"5. Пиренн и другие ссылались на церковные запрещения спекуляции и дачи денег под проценты (ростовщичества) и на доктрину спра­ведливой цены для иллюстрации приписываемого церкви противодействия ро­сту капитализма.

Таким образом, перед нами встает поразительный парадокс: говорят, что "spintus capitalisticus" (слова Пиренна) появился в то время, когда гос­подствующая система убеждений делала наибольший акцент на мистических и аскетических сторонах жизни и на наградах и наказаниях после смерти. Более того, эта господствующая система верований подкреплялась всем нрав­ственным и правовым авторитетом всесильной церковной иерархии, — а ком­мерция при этом процветала.

Для разрешения этого парадокса предлагают самые разные объясне­ния. Во-первых, говорят, что церковь настаивала на антикоммерческой нрав­ственной философии потому, что она сама была крупнейшим феодальным землевладельцем и отождествляла себя с консервативной сельскохозяйствен­ной цивилизацией. Во-вторых, часто говорят (не всегда при этом замечая противоречие), что церковь не пыталась всерьез реализовать на практике свое учение о греховности прибыли, а напротив, ввела массу исключений или про­сто смотрела на нарушения сквозь пальцы. Это позволяло церкви извлекать выгоду из собственных коммерческих предприятий и оправдывало многое в деловой практике торгового сословия.

Эти и подобные объяснения оставляют открытым вопрос о том, как


же можно было создать экономическую систему, базовые положения которой противоречили господствующей идеологии, и как удалось четыреста с лишним лет поддерживать господство идеологии, базовые постулаты которой противо­речили экономической системе. Можно поставить вопрос иначе: как смогли две противоположные экономические системы, феодализм и капитализм, со­существовать в обществе, правящие слои которого посвятили себя увекове­чению единственной, внутренне последовательной системы убеждений?

Эти вопросы, впрочем, вытекают из такой точки зрения на отношение христианского учения к развитию торгового капитализма, которая основана на искажении не только католической философии конца XI—XV вв., но и протестантского учения XVI—XVII в. Ошибочно полагают, что католическое мышление было в основе своей аскетичным и потусторонним. На самом же деле в конце XI и в XII столетиях католическая теология отошла от пре­имущественно потустороннего, аскетического идеала, который господствовал прежде и в значительной степени продолжает господствовать в православии. Также ошибочно полагают, что "протестантская этика" Лютера и Кальвина была более мирской, более рационалистической и более индивидуалистиче­ской, а потому более совместимой с капиталистическим предпринимательст­вом, чем нравственное учение католицизма. Это заблуждение заслуживает от­дельного исследования, однако можно отметить, что те авторы, которые, как Макс Вебер и Р.Г.Тони, подчеркивали взаимосвязь капитализма и протестан­тизма, полагали также, что капитализм и феодализм противоречат друг другу, что капитализм следовал по времени за феодализмом и что капитализм на Западе произошел в XVI в.

Но если верно другое мнение, то есть что в XI и XII вв. (и некоторое время потом) капитализм и феодализм были, по существу, совместимы друг с другом и даже абсолютно зависимы друг от друга, то открывается перс­пектива взглянуть на экономическую мораль западной церкви с совершенно иной точки зрения. То, что кажется лицемерием человеку, который убежден в фундаментальном антагонизме феодально-аграрных и капиталистическо-коммерческих ценностей, покажется законным компромиссом тому, кто убеж­ден в фундаментальной их примиримости.

Западная церковь конца XI—XII в. в противоположность восточной цер­кви, да и всей церкви до Папской революции (западной и восточной одинаково), была убеждена в возможности примирить коммерческую деятельность с христи­анской жизнью, точно так же как она была убеждена в возможности примирить с христианской жизнью сельскохозяйственную деятельность. Ее нравственная по­зиция в отношении богатых купцов, по сути, не отличалась от ее нравственной позиции в отношении богатых помещиков. Церковь продолжала проповедовать слова Св.Павла: "Корень всех зол есть сребролюбие" (1 Тим. 6:10), "богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное... чтобы они... богатели добрыми делами, были щедры и общительны" (1 Тим. 6:17, 18). Монашеская жизнь, в которой отвергались не только богатство, но и все ценности мира сего, продолжала считаться ближайшей к царствию небесному. Но в целом западная церковь конца XI—XII в. не только не осуждала деньги или богатство как таковые, а даже приветствовала стремление к ним, при условии, что это стремление преследовало бы определенную цель и соответствовало определенным принципам.


Тем, кто занимался коммерческими делами, следовало вести свою мир­скую деятельность так, чтобы они были спасены от греха алчности. Купцам следовало объединяться в гильдии, которые имели бы религиозные функции и поддерживали нормы нравственности в торговых сделках. Это было совме­стимо с новым акцентом церкви на вочеловечение и воплощение духовного в мирском. Таким образом, церковь-государство подавала пример городу-го­сударству, а церковное право служило примером для городского и торгового права. Проводилось различие между законной торговлей, основанной на до­бросовестности, и незаконной торговлей, основанной на алчности; торговлей, основанной на удовлетворении законных потребностей, и торговлей, основан­ной на простом эгоизме или обмане; законными процентами по займам и ростовщичеством; справедливой ценой и несправедливой.

Пиренн справеливо указал на проблему "утраты корней" новыми го­родскими жителями XII столетия. Они ведь покидали жестко организован­ную, глубоко устоявшуюся жизнь деревни и манора, вступая в гораздо более свободные и поверхностные отношения товарного производства и торговли. Пиренн игнорировал, однако, те шаги, которые были предприняты для ре­шения этой проблемы: формирование сплоченных ремесленных цехов и ку­печеских гильдий, установление относительно жестких нравственных и пра­вовых рамок городского общества в целом.

С точки зрения христианской социальной теории, господствовавшей в период формирования западных торговых институтов, экономические предприятия купцов, как и прочие светские предприятия, уже не обяза­тельно рассматривались как "угроза спасению души", напротив, их счи­тали путем к спасению, если они проводились согласно установленным церковью принципам. Эти принципы были изложены в каноническом нра­ве. С точки зрения церкви право, разработанное купцами для регулиро­вания своих взаимоотношений, "lex mercatoria", должно было отражать ка­ноническое право, а не противоречить ему. Купцы не всегда с этим со­глашались. Они, впрочем, не возражали, что спасение их душ зависит от соответствия их деловой практики системе права, основанной на воле Бога в том виде, в каком она проявлена в разуме и совести.

Таким образом, социальная и экономическая деятельность купцов не осталась за пределами нравственной проблематики. Сложилась общественная и экономическая мораль, которая должна была привести души купцов к спа­сению. И эта мораль воплотилась в праве. Право было мостом между торговой деятельностью и спасением души.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия